Ксавье Долан: бунтарь и перфекционист

Ксавье Долан – режиссер, который стремительно ворвался в мир кино ещё не достигнув и 30. На его счету уже пять фильмов, один из которых был номинирован на премию Оскар, и вполне заслуженная репутация бунтаря.

“Жизнь — чтобы жить, а кино — чтобы укрываться от реальности.”

Ксавье Долан

Ни для кого не является секретом его нетрадиционная ориентация и нестандартный взгляд на производство фильмов. Бросив учёбу, Ксавье посмотрел огромное количество кинолент и решил снять свой собственный, потому что в каждом ему чего-то не хватало.

“Откуда я взял столько уверенности в себе, чтобы стать режиссёром в восемнадцать? Да ниоткуда. Надо просто верить в свои фильмы и со временем остальные тоже в них поверят”

Ксавье Долан

Его «Том на ферме» был снят за каких-нибудь 17 дней. Такими темпами Ксавье и правда войдет в историю.

Многие критики считают, что он не привносит в кино ничего нового, а только лишь собирает свои фильмы по кусочкам из других кинолент.

К примеру, сцену с кукурузным полем из “Тома на ферме” он якобы позаимствовал у Хичкока. Хотя режиссёр уверяет, что посмотрел фильмы мастера саспенса уже после выхода ленты, мы не можем не заметить того ощущения близкой опасности и неизбежности трагической развязки, охватывающего во время фильма. Сцена в душе уж очень сильно напоминает эпизод из “Психо” того же Хичкока.

Ксавье любит крупный план. Глаза героев, их мимика – через них Долан пытается как можно больше показать эмоции человека. С крупными планами в кино экспериментировали и Жан-Люк Годар, и Стенли Кубрик.

Сочетание классической музыки и современных рок-хитов – одна из характерных черт молодого режиссера, так как он считает, что музыка – душа фильма, она дополняет и завершает картину, помогает прочувствовать ту или иную эмоцию вместе с героями.

Ксавье, также как и Стенли Кубрик – режиссеры – перфекционисты. По словам самого Долана, ему «больше всех надо». Он исполняет множество ролей на площадке и в своих лентах: сценариста, режиссера, костюмера, актера, монтажера.

Его часто обвиняют в его излишнем нарциссизме за игру в своих фильмах. Но ленты Ксавье – это продолжение его самого, его мыслей, судьбы и переживаний. Фильмы Долана растут вместе с ним: от подростковых проблем в “Я убил свою маму” до сложных взаимоотношений с миром и самим собой. Также как и Гас Ван Сент, яркий представитель независимого американского кино, Ксавье показывает жестокость окружающего общества, которая загоняет героев в тупик, увидит их в глубины своей собственной личности.

Том на ферме - Marrow Magazine Воображаемая любовь - Marrow Magazine Мамочка - Marrow Magazine И всё же Лоранс - Marrow Magazine Я убил свою маму - Marrow Magazine

В работах молодого режиссера есть что-то и от авторского французского кино, и от американского. Однако, по его собственным словам, в них все-таки преобладают североамериканские традиции.

Если в начале карьеры Ксавье и мог быть обвинен в подражании другим лентам и режиссерам, то сейчас его можно смело назвать полностью самостоятельным и самобытным.

Долан экспериментирует с кадром, примеряет на уже снявшихся у него актеров новые роли, открыто говорит о человеческих слабостях и пороках, социуме и его чертах, часто показывает моменты, которые другие режиссеры обычно оставляют за кадром (сцена мастурбации в «Воображаемой любви»).

“Я не знаю, насколько я вовлечен, но это правда, что я с самого начала говорю о различиях, о толерантности, так что тем лучше, если это может заставить кого-то задуматься, или развлечь, или смутить.”

Ксавье Долан

Свой последний фильм, “Мамочка”, Долан снимает в вертикально-квадратном формате, создается ощущение, что фильм снят на телефон очевидцем этих событий. В такой тесный формат не попадает ничего лишнего, не отвлекает от главных героев. Но в радостные моменты, когда Стив находится вне власти своих приступов агрессии мчится на тележке, или когда его мама мечтает о счастливом будущем, экран расширяется, чтобы вселить в нас надежду на возможные светлые горизонты.

“Мамочка” – пятая по счету картина Долана, и что бы там не говорили критики и злопыхатели, этот гениальный канадец еще покажет себя.




Marrow magazine  2015 © Copyright