Прогулка по ВДНХ

Десять часов пешком. Такое время понадобится, чтобы пройти самый большой экспозиционно-музейный комплекс в Европе. Архитектура начинает завораживать еще с главной арки. Войдя на территорию ВДНХ, вы ощущаете себя совсем маленьким на фоне помпезных павильонов. В глаза сразу бросается статуя Ленина, как будто приветствующая посетителей. Позади монумента возвышается павильон с большим шпилем. Сейчас он является замкнутым пространством, а раньше был сделан как портал, сквозь который посетители попадали на всесоюзную Выставку Достижений Народного Хозяйства.

За павильоном расположена главная аллея. Посередине – знаменитые фонтаны “Дружбы народов” и “Каменный Цветок”.  Конечно, зимой они не функционируют, но так даже удобнее рассматривать великолепие 16 скульптур прекрасных девушек и огромный, переливающийся разными красками, цветок.

По сторонам от главной аллеи вы видите ряд невероятно красивых строений: “Народное просвещение”, “Украина”, “Карелия”. Легкий и изящный павильон «Культура» с высокой ротондой, которая выглядит очень хрупкой, почти воздушной. Внутри располагается фонтан, ныне не работающий.

A post shared by ВДНХ (@vdnh_russia) on

Обойдя “Каменный цветок” перед вами вырастает еще одно помпезное строение, украшенное керамической мозаикой и статуями на тему индустрии и сельского хозяйства. “Украина ССР” построен в честь дружбы русского и украинского народа. Хочется верить, что наступит время, когда она возродится вновь.

Мы идем по главной аллее, и вдалеке виднеется “Восток”, заменивший после очередной перестройки статую Сталина. Ракета высотой 34 метра символизирует космические достижения СССР и России. За ней – павильон “Космос”, еще одна жемчужина ВДНХ. По официальным данным, он обозначается сразу двумя зданиями – №34 №32, так как изначально был разделен. Половина павильона принадлежала машиностроению, другая прославляла космические достижения. Пролет входной арки сделан из зеркального стекла, что придает павильону особенное свечение ночью. По обе стороны главного фасада находились граненые башни, увенчанные скульптурами рабочего-механизатора и колхозницы-комбайнера.

A post shared by ВДНХ (@vdnh_russia) on

Благодаря большому количеству перестроек, на ВДНХ можно увидеть сохранившиеся деревянные строения, павильоны в стиле советского модернизма и сталинского ампира. Правда, чтобы увидеть деревянные павильоны, придется долго идти, ближе к Ботаническому саду.

“Главтабак”, целиком деревянный, украшен разноцветным кафелем и растительным рисунком. Декоративная отделка сделана в восточном стиле. На сайте музейного комплекса говорится, что шпиль, венчающий купол, прежде был увенчан медальоном с эмблемой “Главтабака”.

И, конечно, территория “самого советского пространства” не могла обойтись без модернизма. Не только в центре Москвы, но и на ВДНХ можно встретить этот стиль – павильон «Семена», сделанный в причудливой форме. Монументальный и суровый снаружи, внутри он наполнен светом и воздухом, благодаря большому количеству стекла.

Одна из городских легенд утверждает, что под ВСВХ располагается метро – Бескудниковская. С ее помощью транспортировали будущие экспонаты и скот.

A post shared by ВДНХ (@vdnh_russia) on

Архитектура выставки настолько масштабна, что материал можно расположить в нескольких томах. Но музейный комплекс интересен не только этим. Сегодня он олицетворяет некий культурный пласт, где в выходные дни можно хорошо провести время – погулять по обширной территории или посетить выставки, поесть хот-доги или покататься на роликах (на территории расположено несколько прокатных пунктов). В проекте “Порт” можно позагорать, искупаться в бассейне и поиграть в пляжный волейбол. Зимой здесь строят самый большой каток в Европе, причем из года в год в новом стиле.

Экспозиции ВДНХ

Экспозиции ВДНХ самые разнообразные: картины, кино, новые технологии, космос и т. д. В павильоне №75 располагается патриотическая выставка “Россия – моя история”. Она повествует о правлении Рюриковичей и Романовых. Все пространство интерактивно – на стены проецируются герои эпохи, вокруг большое количество планшетов. Экспонатов в обычном понимании здесь не увидишь. Это самая большая выставка на ВДНХ (потребуется как минимум 4 часа, чтобы её обойти).

A post shared by ВДНХ (@vdnh_russia) on

В главном павильоне расположена экспозиция “Космос: рождение новой эры”. Она примечательна своей хронологической последовательностью: начиная с мечтателей-мыслителей и рисунков Циолковского, заканчивая спускаемыми аппаратами, лунным модулем и системой жизнеобеспечения космонавтов. Однако, выставке не хватает интерактива – здесь нельзя ничего трогать.

Свобода (от) потребления

Биеннале уличного искусства на ВДНХ погружена в атмосферу уничижения потребительского способа жизни.%d0%b2%d0%b4%d0%bd%d1%85-%d0%bd%d0%b5%d0%b7%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d1%81%d0%b8%d0%bc%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c-%d0%bf%d0%b0%d0%ba%d0%b5%d1%82

Здесь изображен гротескный мир супермаркета. Темой для полета мысли художников стали самые обычные вещи: пластиковые пакеты, тележки для продуктов и деньги. Искусство граффити перешло на новый уровень, обретя в стенах павильона дополнительный объем.

Экспозиция “#проект64: НЕ/ЗАВИСИМОСТЬ” провозглашает свободу от консьюмеризма, а тележка для продуктов становится тюрьмой для покупателей.

“Известный российский автор Анатолий Akue представит скульптуру и живописный триптих, отражающий парадоксы новой информационной эпохи и ее влияние на коммуникацию между людьми”.

%d0%b2%d0%b4%d0%bd%d1%85-%d0%bd%d0%b5%d0%b7%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d1%81%d0%b8%d0%bc%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c-%d1%81%d1%87%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%8c%d0%b5-%d0%bb%d1%8e%d0%b1%d0%be%d0%b2%d1%8cВыставка подводит к размышлению – нужны ли человеку деньги и все эти ненужные покупки? В продуктовых тележках лежат коробки с надписями “любовь”, “надежда”, “дружба”. Бесценные понятия, поставленные на поток и выставленные на продажу.

Один из самых необычных экспонатов – нарисованная долларовая купюра со слоганом “деньги не пахнут”. Изображение выполнено на холсте с наклеенными по надписям и рисункам настоящими мухами.

Сегодня в рамках экономического кризиса и внешней политической ситуации самое время отойти от потребления. Экспозиция призвана подчеркнуть право на личный ежедневный выбор, начиная от важных жизненных решений и заканчивая продуктами в магазине.

Однако, мы не останавливаемся на выставке и двигаемся дальше.

История ВДНХ

Это, пожалуй, самый перестраиваемый проект в Москве – столько изменений не пережил даже центр столицы. Периодические реконструкции пространства, обновление павильонов и расширение местности проходило семь раз.

В 1935 году власти приняли решение построить здесь центр мира. На территории, где находилась ВСХВ, была густая дубрава, в теплое время там жили цыгане и бездомные артисты. За 77 лет ВДНХ оброс легендами и мифами. Начиная от расположения площадей и павильонов, заканчивая подземными реками и метро.

A post shared by ВДНХ (@vdnh_russia) on

Вячеслав Константинович Олтаржевский, главный зодчий ВСВХ, создал первый генплан Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки и начал строительство деревянных павильонов. В основе проекта лежал макет солнечной системы. Центр выставки (солнце) – площадь Механизации с возвышающейся статуей Сталина. По сторонам расходились лучи, в конце которых были построены девять павильонов – планеты.

Сталин увидел в плане павильонов христианский крест, и судьба Олтаржеского приняла безрадостный поворот. Он был обвинен во вредительстве и сослан за Полярный круг.

A post shared by ВДНХ (@vdnh_russia) on

Новым главным архитектором выставки был назначен С. Е. Чернышев. Однако, план выставки существенно видоизменен не был. Сегодня, взглянув на ВДНХ сверху, мы можем увидеть крест и солнечную систему (правда, уже с ракетой “Восток” в центре).

Открытие “центра мира”

1 августа 1939 года на территорию ВСВХ впервые вошли посетители. На 140 гектарах располагались пруды, парки, а так же 230 различных строений и павильонов. Большая часть из них показывали достижения сельского хозяйства. Павильоны больше напоминали дворцы, воплотив в себе победный дух эпохи и единение союзных республик.

На выставке были созданы зоны отдыха, аттракционы и зеленый театр, концертная эстрада, цирк, кинотеатры, всевозможные кафе и рестораны, чайная и чайхана.%d0%b2%d0%b4%d0%bd%d1%85_general-view

И, конечно, все знают скульптуру Веры Мухиной, которая стала для советского человека символом кино. Изначально, копия “Рабочего и колхозницы” стояла на главной арке ВСВХ. Сейчас оригинал 24 метровой скульптуры можно увидеть на павильоне-постаменте, в котором рассказывается о самом авторе скульптуры.

Вплоть до начала войны выставка работал в полномасштабном режиме. В 1941 году она была открыта лишь один месяц и пять дней. В военные годы все экспонаты были вывезены, а ВСВХ было закрыто для обычных посетителей. На территории выставки расположили зенитные установки, а в первом павильоне открыли школу разведчиков.

Сыграла ли роль наполненная символизмом планировка Олтаржевского или нет, но примечательно, что за все годы войны на территорию ВСХВ не упала ни одна бомба.

После войны

После окончания Великой Отечественной войны власти захотели отразить победу над фашистской Германией в новой перестройке ВСВХ. Территорию увеличили, на площади появились новые постройки (павильон “Культура” и несколько фонтанов).

A post shared by ВДНХ (@vdnh_russia) on

«Каменный цветок» был создан по мотивам сказок Бажова, с декоративными натюрмортами из плодов и овощей. Согласно первоначальному замыслу, раскрывающийся бутон цветка должен сталь олицетворением жизни, красоты и богатства природы. В обширном бассейне, обрамленном красным полированным гранитом, возвышается фантастический каменный цветок из разноцветных сплавов. Сейчас фонтан уже не работает в полном режиме, а в 1954 году он менял фигуру воды каждую минуту.

A post shared by ВДНХ (@vdnh_russia) on

Второй фонтан, «Дружба народов», был построен в 1954 году, как символ единства республик Советского Союза. Размеры, показная роскошь, старающаяся затмить архитектурные произведения царского времени, громадные колосья и шестнадцать девушек, одеждой и атрибутикой представляющих свою родную землю и культуру. Однако, во время открытия фонтана в составе СССР было 15 республик. В те времена предполагали, что это временная нестыковка. История же распорядилась иначе.

Как гласит легенда, однажды, уже в послевоенные годы, Сталин заехал на выставку осмотреть павильон «Грузия». В павильоне никого, кроме дежурного пожарного, не было. Сталин закурил свою трубку, а дежурный сделал ему замечание, что курить в этом помещении нельзя. Якобы после этого пожарный от страха упал в обморок, а утром, когда отошел от испуга, узнал, что Сталин объявил ему благодарность и выписал денежную премию.

Как холодная война отразилась на облике ВДНХ

С началом холодной войны было принято решение о создании бункеров. Так на территории ВСХВ появилось личное бомбоубежище Сталина. Сейчас оно может вместить до 300 человек, однако находится там можно не больше двух суток.

Интересным фактом является также то, что из бункера ведет подземный ход, который заканчивается под скульптурой Ленина, хотя изначально она стояла с боку.

Летом 1959 года выставка сменила свое название на ВДНХ. Экспозиция приобрела индустриально-промышленный характер. Здесь проходил обмен опытом и обучение работников. Более 100 тысяч экспонатов и 300 тематических выставок. Образ Вселенского коммунистического рая – союза, равенства и братства советских народов.%d0%b2%d0%b4%d0%bd%d1%85_%d0%bf%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d0%be%d0%bd-%d0%bc%d0%b5%d1%85%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b8-%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81

Многие павильоны в стиле советского ампира в то время были обшиты сверху. Теперь они напоминали телевизоры и радиоприёмники, как новое достижение коммунистической страны. Их фасады до сих пор изуродованы шпилями, держащими облицовку.

После развала СССР в 1992 году выставка получила новое название ВВЦ и превратилась во «всероссийскую барахолку» или, как её называли москвичи, выставку достижений чужого хозяйства. На долгие годы ВВЦ стало рынком и местом расцвета новая рыночной системы. Многие памятники архитектуры были зашиты, а некоторые утрачены навсегда.

К счастью, в 2000-е годы ВДНХ вернуло себе былое величие и вновь стало музейным комплексом.




Marrow magazine  2015 © Copyright