Печатная машинка в литературе: 200 ударов в минуту

«Машинка порождает литературу – она же участвует в ее преследовании – она же, как главное орудие самиздата, ее увековечивает и тем самым спасает ее от этого преследования».

Анна Наринская. 
журналист издательского дома «Коммерсантъ»,
Куратор выставки “200 ударов в минуту”.

Печатная машинка…  у многих семей еще хранится один-другой экземпляр этого маленького, незатейливого устройства. И уж наверняка каждому из нас хоть раз приходилось прикасаться к этим клавишам и услышать такой знакомый и приятный «клац-клац-клац». typing-machine-3

Казалось бы, мы знаем об этом предмете всё – после печатного станка это было одним из величайших достижений человечества, благодаря которому мы и сейчас можем сохранять на бумаге свои мысли, вершить судьбы людей и писать историю для будущих поколений. Но так ли проста печатная машинка как кажется?  Сколько тайн таится за этим  «клац-клац-клац»? И сколько ударов в минуту выбивает механическое сердце? На эти вопросы уже давно можно получить ответы.

Московский музей современного искусства совместно с Политехническим и Литературным музеями представили  выставку «200 ударов в минуту», посвященную пишущей машинке — как объекту и как главному техническому инструменту создания литературного текста в XX веке.

Целью выставки  явилось культурологическое исследование, которое с помощью ярких аудио и визуальных эффектов  демонстрирует нам важность этого незатейливого чуда техники для литературы и истории России.

«Этот блестящий, полированный, щелкающий и позванивающий набор букв может стать чем угодно. Блестящая черная коробка чревата и великим стихотворением, и доносом, и постановлением об изъятии неугодного текста из библиотек, и копией этого текста, которая будет «ходить по рукам». Именно отечественная история со всей ее специфичностью дала возможность такому потенциалу пишущей машинки проявиться полностью».

Машинопись здесь представлена как простой носитель информации, объект культа, преследований и художественное средство. И первое, с чем ты сталкиваешься, и что оставляет, пожалуй, самое большое впечатление от выставки – огромный стенд у лестницы. За стеклом от пола до потолка стоят около 50 вполне еще работающих печатных машинок, а по всему залу разносится всем знакомый гул клацанья клавиш и переговоров стенографистов. Такой визуально-звуковой эффект сразу настраивает на нужный лад, создавая атмосферу огромной типографии начала 20 века, где можно вдохнуть запах чернил, бумаги, и где бурлит творческий и технический процесс. В этом, несомненно, огромная заслуга  автора и куратора выставки Анны Наринской. Концепцию, в которой выдержана выставка, без скромности можно назвать идеальной для того, чтобы выполнить заданную функцию.

«Сегодня, когда пишущая машинка как предмет писательского и вообще культурного быта отошла в прошлое, когда многие связанные с ней вещи – такие как «выцветание» каждой последующей копии, пачкающая руки копирка и грохот в машинном бюро просто непонятны многим молодым людям. И здесь есть возможность посмотреть на это явление как на нечто герметичное, замкнувшееся, проявившее себя до конца. Или почти до конца».

Еще одной заслугой выставки можно назвать тот факт, что информация, которая представлена здесь, выдается очень тонко и дозировано, постепенно нарастая от минимализма, который видим вначале, до  уже более объемных и масштабных экспозиций.

Начинать осмотр стоит с зала, где  представлены оригинальные машинки таких метров слова, как А.Н. Толстой, М.А. Шолохов, В.В. Маяковский, К.Г. Паустовский и другие. Особое впечатление оставят и экземпляры первых печатных романов (к примеру – «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова). Затем можно заглянуть «внутрь» главного героя выставки и плавно перейти к знакомству с технической составляющей –  инсталляции, где печатная машинка представлена в разобранном виде, а также увидеть экземпляры старых добрых «копирок».

«Копирка – одно из самых ностальгических атрибутов эры пишущей машинки. В том, как она пачкала руки, было нечто, роднящее печатанье с настоящим трудом – таким, который не оставляет руки белыми».

Затем нам открывается новая грань – творческая. Здесь можно увидеть что-то вроде живописи, созданной при помощи печатной машинки. Слова на бумаге напечатаны в таком порядке и таким шрифтом, что создают различные геометрические фигуры – треугольники, круги, ромбы и прочие эксперименты стенографистов. Особенно запомнился экспонат, где по всей длине листа был выбит перевернутый треугольник, состоящий из известной латинской фразы «Ин вино веритас» («истина в вине»), но замыкающийся более простой и более жизненной  фразой «А в пиве что?» Но и на этом сюрпризы не заканчиваются – в соседнем зале можно познакомиться с забавными приказами и фельетонами стенографистов и секретарей на своих коллег. Как видим – в типографиях того времени тоже любили развлекаться.

«В начале 20 века, утратив свое место в повседневном обиходе, пишущая машинка вторгается в изобразительное искусство в качестве арт-объекта. Отстранение от образа пишущей машинки, несущей глубоко утилитарную функцию, было призвано вывести этот предмет за пределы бытовой  сферы в область чистых идей.

Не обошлось и без применения современных технологий – в нескольких залах работали видео-инсталляции, где можно познакомиться с историей использования машинки в различных целях – от ее прямого назначения  до музыкального инструмента. К примеру, автором машинных музыкальных композиций, которые звучат на выставке, является Алексей Айги.

Итак, возвращаясь к вопросу заданный вначале, можем дать на него следующий ответ: печатная машинка абсолютно не так проста, как может показаться на первый взгляд. За свою вековую историю она успела сыграть множество ролей – адвоката, палача, поэта, художника и даже музыканта. Все зависело от человека, в чьих руках она оказалась, его творческой фантазии. И сегодня, когда этот предмет давно стал частью истории, мы продолжаем смотреть на него как на некое живое существо – оно также дышит, созидает, разрушает, обучается, живет, как и его обладатель. Присмотритесь – а может и вещи рядом с вами только и ждут того, чтобы их чему-то научили?typing-machine-2


About

Journalist. Love music, travell, art, interesting people, and all unusial things.



Marrow magazine  2015 © Copyright