Тихий шторм и вечный штиль

На фестивале Британского кино British Council в Москве состоялся показ шотландской драмы «Тихий шторм».

Красивые пейзажи, скотч, суровый и строгий характер повествования – всё на своих местах, как и положено чинной и выдержанной английской ретро – драме.

Silent-stormСюжет, казалось бы, банален. В центре – любовный треугольник. Все предельно ясно: любит-не любит, с кем быть, что дальше делать со своим выбором. Однако, фильм отличается от других картин подобного жанра, ведь над ним работала команда женщин.

Действие происходит на тихом уединенном острове Шотландии с живописными пейзажами. Весь сюжет разворачивается вокруг трёх главных героев – Бейлора, Айлин и Фьонн.

Бейлор – фанатик-викарий, посвятивший свою жизнь островной церкви. Жители острова его уважают, прислушиваются к его советам и чтят его церковь. Бейлор регулярно консультирует местных прихожанок на злободневные темы: «что делать, если муж пьет, бьет и за человека не считает». Как и положено викарию, он рассказывает им про «волю Божью» и советует терпеть все особенности и привычки местных мужчин.

В общем-то, «святой» викарий и сам любит приложиться к знаменитому шотландскому скотчу и отвесить пару-тройку пощечин своей жене Айлин. Она же, в свою очередь, не совсем разделяет его взгляды на «волю Божью» и не слишком радуется такой жизни.

Silent-storm-4Фильм является вторым на счету молодого режиссера Коринны Макфарлан. Она уже попробовала себя как актриса, продюсер, документалист, а теперь решила снять своё серьезное и большое кино. Для роли викария она выбрала красавчика Дэмиэна Уоткина Льюиса, да и ему не привыкать – в 2013 он сыграл англиканского священника в сериале «Викарий из Дибли».

Его жену сыграла хорошо известная нам Андреа Луиз Райсборо, которая уже блистала как любовница британского короля в фильме Мадонны «Мы», а также бесконечно соблазняла Тома Круза в «Обливионе». На этот раз она выбрала иное амплуа.

Айлин – воплощение кроткой женщины, которая не перестает восхищаться природой острова. Ходит по полям, лугам и лесам – собирает травки, из которых делает лекарства. Отсюда, наверно, покорность и спокойствие этой сильной женщины. Ее жизнь посвящена труду и мужу. Другой жизни она не знает. Все идет своим размеренным чередом до тех пор, пока не появляется третий герой – плохиш Фьонн.

Silent-storm-2Это молодой симпатичный парень с выделенным прессом, который вынужден исправлять свои грехи в семье Бейлора и Айлин. Режиссер удачно подбирает актера. Важно отметить его как внешнее, так и внутреннее сходство с нашим Сергеем Есениным. Такой же красивый, и такой же взбалмошный. Он учтив, и это сразу цепляет Айлин, При этом, ещё и имеет неосторожность читать стихи – что сразу выходит ему боком при знакомстве с Бейлором. Фьонн усердно трудится на острове и проявляет внимание к Айлин.

В один прекрасный день шахта, которая обеспечивала работой всех жителей острова, закрывается, что было ожидаемо ещё с начала фильма. Люди вынуждены покинуть свои дома и переехать на материк. Викарий с женой и молодым Фьонном остаются на острове втроём. Бейлор впадает в депрессию, его церковь больше никому не нужна. Тут еще Фьонн, который крутится около его жены.

Незадачливый муж-викарий начинает опустошать запасы скотча по ночам, и на утро ему регулярно приходят знаки. На фоне шикарных шотландских пейзажей любое похмелье можно охарактеризовать как знак. Он говорит, что всю ночь разговаривал с Богом, который велел ему перевезти церковь на материк.

Silent-storm-3Скотч творит чудеса. Фьонн и Бейлор буквально по камушкам разбирают содержимое церкви. Просьба слабых женщин покинуть зал – островные мужчины раздеваются (ещё раз напомню, что режиссер – женщина). Тем самым они как бы показывают, что труд на самом деле сделал из обезьяны прекрасное тело человека.

Под красивую музыку, на фоне живописной природы, Бейлор с открытым торсом несет лавку из церкви на маленький катер, чтобы перевезти всё содержимое на материк.

Айлин, тем временем, осознает, что ее привлекает Фьонн и пытается отправить его в плавание вместе с мужем, чтобы не нагрешить. Но Бейлор говорит, что перевезти церковь – только его миссия, ведь только ему были знаки.

Вот Айлин и Фьонн остаются одни на красивейшем шотландском острове. Жена викария перестает быть кроткой. Наш плохиш полностью перевоплощается в Есенина и читает ей стихи. Айлин показывает ему свои любимые места на острове. Они плохо спят по ночам, так как думают друг о друге. Вслух, об этом, конечно, не говорят, потому что это настоящее британское кино. Романтика бьет через край.

И тут наступает один из моих любимых моментов.  Напившись чая из трав,  влюбленные  впадают в состояние наркотического опьянения. И без того красивые пейзажи становятся все более привлекательными и манящими. Природа играет в глазах героев новыми красками. Они бегают друг за другом по лесу, промокают под дождем, разжигают камин в доме. Ты начинаешь думать, что, наконец, тот самый момент вот-вот должен произойти, ведь все на их стороне…

Silent-storm-6Но вот незадача – появляется муж!

Бейлор все понимает, однако может только сжечь книги со стихами. Технически говоря, ни поцелуя, ни соития он так и не увидел. А, как говорится, не пойман – не вор.

Между тем, тучи сгущаются. Затаившийся шторм, живший до этого момента в душах героев, выходит наружу. Бейлор понимает, что не может удержать жену. Фьонн понимает, что не хочет делить Айлин с мужем, а она признается Бейлору в своих чувствах к молодому парню. Викарию ничего не остается, как прогнать их с острова. Айлин тяжело прощаться с домом и природой (как же жить без трав). Однако, она выбирает Фьонна, и они уезжают на маленьком катере мужа.

В финале присутствует элемент недосказанности. Айлин не рада происходящему – она не хочет жить на материке. Фьонну некуда везти возлюбленную, а Бейлор теперь не сможет выбраться с острова.

Природа Шотландии, великолепная игра актеров и грустный финал сделали свое дело. Фильм оставляет впечатление качественно проделанной работы. Диалоги героев, красивый шотландский акцент (советую смотреть в оригинале), продуманность каждой мелочи в картине – всё говорит о том, что перед нами хорошее Британское кино.




Marrow magazine  2015 © Copyright