Стрит Арт: русский почерк

Последние годы огромные рисунки стали украшать дома Москвы. Граффити постепенно стало искусством, бывшие “вандалы” – художниками, а пресса, чиновники и жители перестали называть настенную живопись преступлением.

О том, как Москва открылась навстречу граффити, нам рассказал Иван Пантелеев, директор компании Новатек. Именно благодаря Новатек и организуемому ими фестивалю Moscow Street Art Festival лицо нашей столицы заметно похорошело.

О создании Новатек и становлении уличного искусства в Москве

Я всю жизнь занимался рекламой. У меня было свое агентство и связи в Москве. Однажды ко мне пришли знакомые и сказали, что у них есть интересный проект, связанный с партизанским маркетингом. Есть молодежные бренды, художники, но нет легальных стенок. Попросили помочь. Меня это заинтересовало, и я начал диалог с государственными структурами, чтобы нам дали под граффити-рекламу первые стенки. На это ушло несколько месяцев. Получить их было несложно. Но когда я вернулся, эти ребята уже «перегорели» – им стало неинтересно. Но я решил, что раз стенки есть, надо сделать какой-то граффити-проект. И вот на этом этапе у меня возник ступор, потому что рекламодатели не видели для себя на этих стенках какой-то интересный рекламный носитель. И я убеждал их и чиновников, что это вещь с потенциалом. 11 месяцев я работал просто за идею, без какой-либо прибыли вообще.

И пока я убеждал чиновников, для себя увидел всю большую картину целиком. Что это только ещё один вид наружной рекламы, а колоссальное социальное явление, очень мощная культура. На Западе она уже была очень сильно развита, а у нас отставала. Увидел, что эта культура может вовлечь большой круг художников и позволит им творить на более высоком уровне.

О “MOST” – Moscow Street Art Festival

В Москве много художников с огромным количеством идей, но у них не было возможности эти идеи выпустить наружу. Я понял, что это может оказать очень интересный эффект на городской ландшафт и повлиять на жителей мегаполиса. У нас очень депрессивный город – серый асфальт, серое небо, солнце 3 месяца в году. А когда ты идешь и вместо привычной серой или белой стены ты видишь яркую, огромную, метров на 200 работу  – это создает настроение. Плюс, это важное общемировое явление и шанс для Москвы заявить о себе на мировом рынке культурных столиц. Я для себя понял, что стрит-арт позволяет реализовать множество различных целей, что стрит–арт – это больше, чем просто «нестандартная» реклама.

Оформляем стены в новом проекте @sergeiminaev Dyxless Bar Фото опубликовано NOVATEK ART (@novatekart)

В 2012 году мы провели первый свой фестиваль стрит-арта MOST. Конечно, граффити в Москве было, нелегальные рисунки были. Но мы захотели построить мост – связующее звено между художниками и чиновниками.

Потому что стрит –арт нелегальный – это культура на одном крыле. Ты можешь быть революционным, создавать провокационные вещи, но не можешь делать это на больших фасадах, получить финансирование на краску и высотную технику, а значит, своих средств не достаточно для реализации всего творческого потенциала. И мы смогли дать стрит-арту недостающее  второе крыло.

Без поддержки власти этот ранее недооценённый вид искусства уже упирался в потолок, ему некуда было развиваться. Нам было интересно, когда мы строили этот мост, будет ли движение с обеих сторон, либо будет сопротивление. Как чиновники отнесутся к эскизам, идеям. И как художники, которые известны своим радикализмом, нон – конформизмом, отнесутся к тому, что чиновники будут их эскизы смотреть. Были сомнения. Но, по факту, всё прошло гладко.

Мы получили работы. Не все были одобрены. Но жюри выбрало свои 20 работ и все они были реализованы. И вот тогда мы поняли, что и чиновники вполне позитивно реагируют, и художники испытывают чувство ответственности за свое искусство, понимают, что и для чего они предлагают. Не было ничего нарочито провокационного. В этом плане сложился симбиоз, и мы сделали первый в Москве фестиваль на реальных городских объектах, подарили городу 21 арт-объект. В октябре у нас было торжественное закрытие, мы наградили победителей в 5 номинациях, гран при фестиваля получила работа Вовы Nootk на Астраханском переулке, дом 8. Она, кстати, до сих пор сохранилась в отличном состоянии. Среди других победителей были Костя Zmogk, арт-группа ZukClub и Паша183.

Вскоре после завершения фестиваля мне посчастливилось презентовать проект лично мэру Москвы. Я рассказал ему о возможностях стрит арта в Москве. Что в качестве вандальной живописи это явление город уродует, но запрещать это абсолютно бесполезно. Я предложил сделать так, чтобы эта культура развивалась вместе с городской культурной жизнью, стала ее частью. Чтобы и художникам было комфортно, и чтобы город от этого только выиграл. Собянин очень позитивно воспринял мой посыл. На встрече присутствовал тогдашний глава Департамента Культуры города Москвы Сергей Александрович Капков и мэр попросил его заняться нашим проектом.

Стремительно приближаемся к завершению с Rustam QBic 👌🏽

Фото опубликовано NOVATEK ART (@novatekart)

Через две недели мы встретились с Сергеем Александровичем, и было решено в следующем 2013 году сделать 200 объектов. В итоге, остановились на 150, потому что спонсорских денег не хватило. Да и если посчитать количество теплых дней, когда можно рисовать  – с мая по сентябрь – это как раз 150 дней…  то есть мы должны были сдавать по одному объекту каждый день, несмотря на дождь, выходные праздники и иные обстоятельства.

В тот год стрит-арт уже полностью ворвался в жизнь города. Вопрос о том, чем является граффити – вандализмом или творчеством, как –то сразу отпал и всё стало на свои места. Стали снимать сюжеты, жители поняли, что это настоящее искусство. Я считаю, что это был переломный год. Он войдет в историю города. Стрит-арт интегрировался в культурную жизнь города, занял свое достойное место.

Осенью 2013 года нами был сделан основной акцент на проведении первого международного форума стрит-арта MOST Forum. Мы поняли, что практика стрит-арта уже сложилась, а теории, методологии нет. На форум были приглашены эксперты со всего мира, была создана крупная дискуссионная площадка. Гости и эксперты обсуждали, что такое стрит-арт в России, куда ему двигаться, какие есть проблемы у этого направления и как их решать. Коммерческий стрит-арт, который сейчас появляется в Москве, к сожалению, основан на идеях западных художников. В плане креатива наши художники несколько отстают ввиду меньшего опыта. В этом году многие планы не были реализованы в связи со сложной экономической и политической ситуацией в стране, ввиду сокращения финансирования. Сейчас в отсутствие спроса на авторский стрит-арт мы занимаемся коммерческими проектами. Идей очень много, и поле уличного искусства огромно. Работаем с крупными брендами (Adidas, Disney, Tele2, телеканал СТС, Сбербанк, Ростелеком).

Стрит Арт в России

В России стрит-арт начал строится тем же путем, что и на Западе. Однако, в каких-то странах это направление гораздо старше. В Америке, например, значительно больше художников. Особенность в том, что за рубежом вокруг стрит-арта есть какой-то рынок. Там больше развита среда, которая стрит-арт поддерживает. У нас легальному стрит-арту несколько лет.


Различия также в том, как это строится. У нас больше государственная поддержка, на Западе – коммерческая. У них есть процент на искусство – часть расходов от масштабных девелоперских проектов компании должны перечислять в специальный фонд, где они впоследствии распределяются на арт проекты. И в этом наше отличие. Хотя, стоит отметить, что с каждым годом все больше коммерческих компаний в России начинают интегрировать стрит-арт в свои рекламные проекты. Надеюсь, в какой-то момент времени их поддержка станет такой же существенной, как на Западе, и будет поддерживать, в том числе и авторские проекты. Ведь это мощный инструмент, который сильно меняет город.

Но пока российским компаниям, в основном, интересен стрит-арт, если на нем есть их логотип. К сожалению, у нас Заказчиками на данный момент воспринимается только прямая реклама.

Возвращаясь к чиновникам, нам повезло, что, как правило, они не навязывают художникам, что именно рисовать. Но когда мы реализовываем свои проекты, у нас есть своя идеологическая линия.

Мы делаем так, как считаем, будет лучше для города. Я называю это московский стрит арт. Мы стремимся не копировать западные стили, а путем уличного искусства воспевать русскую культуру.

Сверхидея в том, чтобы заимствовать технику, но не смысл. Теми же самыми красками передавать русские идеи, продвигать русские образы. Сейчас мода на патриотизм, которую я не совсем разделяю: я, безусловно, патриот, но считаю, что не стоит пропагандировать его настолько «в лоб».  Все-таки под патриотизмом я подразумеваю отдавать дань той стране, в которой ты живешь и людям, которые в ней творили и жили. Я за патриотизм, когда мы берем русское наследие и русские бренды. Когда мы не пишем на стене английским языком, не рисуем Западных кумиров.

Просто сейчас среди молодежи наша культура не является модной, подросткам интересно все Западное, и я их не виню, ведь они впитывают в себя то, что видят. Поэтому мы сделали проект «Наследие» – взяли по одному виду искусства и нарисовали выдающихся русских деятелей этого направления. Нарисовали Булгакова, Стравинского, Эйзенштейна…

У нас замечательная страна, и надо это увидеть и полюбить.

А мы пытаемся доступными для нас средствами показать, какая великая у нас культура.


About

Founder of Marrow Magazine. Journalist, editor, fan of creative people and art.



Marrow magazine  2015 © Copyright