Русские в Париже

Знал ли Наполеон, что будет далеко не последним, при ком величавый Париж покорится русским? Что в начале XX века русские эмигранты поставят его на колени? Разница была лишь в средствах.

Дягилевские сезоны, стиль “А-ля рюс” и белая эмиграция в Париже

Кутузов действовал пушками, белая эмиграция – красотой и именем русских дворянок, бежавших от ужасов революции. Однако русские дворянки выступили тяжёлой артиллерией, в то время как мода на всё русское началась гораздо раньше – с Дягилевскими сезонами.

Дягилевские “Русские сезоны” были тем, к чему так стремилась Европа. Это было свежее, экзотическое и новое представление из далёкой Российской Империи. Наибольшую популярность Дягилевская антреприза снискала именно во Франции. Начало было положено в 1906 году, когда в Париж привезли выставку неизвестных на Западе русских художников, называвших себя творческим объединением «Мир искусства» (Бенуа, Бакст Рерих, Лансере и другие). Позже, в 1908 была премьера оперы «Борис Годунов». Успех был громким. Слава “Русских сезонов” к моменту Октябрьской Революции была настолько оглушительна, что волна русской эмиграции, захлестнувшая Западную Европу после 1917 года, была встречена с интересом.

Русские эмигранты представляли собой удивительное зрелище: образованные, с детства знающие несколько иностранных языков, красивые, обладавшие вкусом и оставившие на Родине всё, они учились жить заново. Бывшие князья, графы и царские советники становились таксистами, гувернёрами и гувернантками, учителями танцев.

Введение нансеновского паспорта в 1922 году положило конец мытарствам белой эмиграции. Паспорт признавался многими странами и с его получением русские дворяне смогли открывать свои учреждения. Одним из основных занятий стала мода. Аристократки хорошо разбирались в фасонах, умели рукодельничать и изнутри знали устройство модных Домов. Неудивительно, что в начале 1920-х годов в Париже возникли следующие Дома: “Китмир” (Дом Марии Павловны Романовой), “Заведение госпожи Лазаревой”, “Шапка” (шляпный дом, им владела Мария Ивановна Путянина), “Мод” (Графиня Орлова-Давыдова), “Имеди”, “Миеб”, “Ирфе”, “Итеб”.

Дома русских дворянок занимались вышивками и набивными рисунками, росписью и изготовлением бижутерии. При работе использовались золотые и серебряные нити, бисер, бусы, блёстки, керамика. С ними сотрудничали лучшие парижские модельеры. Это были Коко Шанель и Поль Пуаре, Люси Сатерленд и Люсьен Лелонг. Установившийся на два десятилетия стиль “А-ля рюс” ознаменовал собой целую эпоху.

Русские дамы подняли престиж профессии манекенщицы, изначально числившейся в сомнительных занятиях. Образ манекенщицы того времени увязывался со смазливыми девушками не слишком знатного происхождения и не слишком большого достатка. В то время было необходимо уметь рассказать о наряде клиентам, а русские аристократки со знанием нескольких языков, холодной красотой и прекрасными манерами как нельзя лучше подходили на эту роль. Палей, Трубецкая, Анненкова и представительницы других именитых фамилий казались салонными богинями, буквально очаровывая парижан.

Отличились русские и на ниве парфюмерии. Эрнест Бо, создавший легендарные духи Chanel № 5, был также выходцем из России. Помимо легендарных №5, парфюмер создал для Габриэль Шанель композиции “Bois des Iles”, “Cuir de Russie”, “Gardenia и Chanel No.22”. А Дом “Ирфе”, которым владели Ирина и Феликс Юсуповы, выпустил 3 аромата для брюнеток, блондинок и рыжих, которые пользовались популярностью.

Однако всё проходит. Прошла и мода на всё русское. Археологические открытия в Египте (была обнаружена гробница фараона Тутанхамона) привнесли новые веяния. Геометрические рисунки в египетском стиле некоторое время позволяли существовать русским Домам, однако к началу 1930-х почти все они закрылись.

Русские мотивы в haute couture

Сейчас же мы являемся свидетелями возрождения русского стиля. Валентин Юдашкин стал первым русским дизайнером, показавшимся на Парижской неделе высокой моды. Его коллекция “Фаберже” произвела фурор и лишний раз подогрела на Западе интерес к России. Доказательство тому – то, что один из столпов современной моды – Дом Chanel – показал коллекцию “Paris-Moscou” в 2009 году.

Карл Лагерфельд вывел тогда на подиум моделей в одежде с исконно русскими мотивами: кокошники и кички, жакеты, стилизованные под казацкие бурки, в традиционных золотом, серебряном, белом, красном и чёрном цветах.

Сейчас же русский стиль представляет Ульяна Сергеенко, дебютировавшая коллекцией осень-зима 2010. В 2011 году русская it-girl показала в Париже коллекцию класса haute couture, в которой легко узнаваемы папахи, шубы, накидки и цветочные венчики. Коллекция получила восторженные отзывы от многих видных деятелей модной индустрии. В своих коллекциях госпожа Сергеенко обыгрывает мотивы советского и русского культурно-исторического наследия: Кандинский, народные промыслы и другие. В 2015 году дом Ульяны Сергеенко удостоился официального членства в Синдикате высокой моды – Париж взят! Нам же остаётся только гадать, подозревал ли Наполеон, что Франция ещё не раз падёт к ногам русских?




Marrow magazine  2015 © Copyright