Роман Полански: “По-моему, в Голливуде не любят делать кино. Там любят заключать сделки.”

Роман Полански – талантливый польско-французский режиссер еврейского происхождения, переживший холокост, убийство беременной жены сатанинской сектой и обвинение в изнасиловании 13-летней фотомодели, за что до сих пор преследуем властями США.

“Для тех, кто на виду у публики, существует свое правосудие”

Роман ПоланскиМногие его киноленты получили премии “Оскар”, “Сезар” и “Золотой глобус”, а актерам и актрисам, сыгравшим в его фильмах, открылись новые перспективы на “Голливудской кухне”.

“Камера – это рентгеноскопия души режиссера”

В кинематографической среде Полански известен своим пессимистичным взглядом. Пережитые им события просто не могли не повлиять на его жизнь. Фильм “Тэсс”, вышедший в 1979 году, был посвящен его убитой жене, которая перед смертью читала роман Томаса Харди “Тэсс из рода д`Эрбервиллей”. А “Пианист”, в котором исследуется тема холокоста через биографию польского пианиста Шпильмана, затрагивает ту страницу истории человечества, которая близка самому режиссеру. Он много лет хотел снять подобную картину, и когда, наконец, решился, она стала венцом его кинематографического творчества.

“Мне кажется, что все снятое мною до “Пианиста” было лишь подступами к этому фильму, главному в моей жизни”

Картины Полански настолько разнообразны, что рассматривать их под одним углом крайне затруднительно. В его творчестве присутствуют элементы и детектива, и драмы, и ужасов, и романтики. Но одно главное сходство всё же есть – присутствие всепоглощающего зла.

Polanski_pianist

Съемки “Пианиста”

Режиссер бросает главных героев в гущу событий, в притон самых страшных существ, в жестокость окружающего мира, в темные стороны человеческой натуры и смотрит, что же с ними будет. И будь то просто люди со злым умыслом (“Китайский квартал”, “Призрак”), мистические силы (“Ребенок Розмари”, “Девятые врата”) или даже предательский рассудок главных героев, рисующий самые потаенные кошмары (“Отвращение”, “Жилец”), главным героям не спастись. Розмари никто не поможет сбежать от сатанистов, требующих её нерожденного ребенка, Кэрол никто не спасет от навязчивых кошмаров, порожденных её шизофреническим разумом, Тесс так и не сможет вырваться из порочного круга событий. Начав смотреть фильм, чувствуешь всю безысходность происходящего.

“Я из тех режиссеров, которые все время ищут сюжет, не ожидая, когда он придет сам”

"Ребенок Розмари" - дебют Романа Полански в Голливуде.

“Ребенок Розмари” – дебют Романа Полански в Голливуде.

В начале своей карьеры Полански создает свою “комнатную трилогию” (“Отвращение”, “Жилец” и “Ребенок Розмари”), в которой он погружает своего зрителя в бездну страшных наваждений и безумных фантазий. Свое название эта трилогия получила, благодаря тому, что герои этих картин сходят с ума в закрытом пространстве.

Комната как уничтожающий знак, она несет в себе скрытое зло, ведь навязчивым мыслям и ужасным видениям не помеха ни двери, ни стены, поскольку они всегда рядом. В тот момент, когда они прячутся от реальных опасностей в своем доме, будь то секта, мужчины или просто соседи, их настигает больной разум.

Кэрол, которая всегда с омерзением относилась к мужчинам на самом деле мечтает об изнасиловании, и накрасив губы, ждет его в постели. Трелковский все больше и больше верит в то, что он женщина, и в конечном итоге покупает себе женский парик и платье. Розмари твердо уверена, что она провела ночь в постели с силами зла. Сумасшествие в определенный момент достигает своего пика.

“Ты должен удовлетворить аудиторию, но оставить её слегка голодной, чтобы ей хотелось ещё. Сегодня фильмы пытаются объяснить абсолютно всё, и к концу это становится скучно”

Безымянный автор (The Ghost Writer)

Безымянный автор (The Ghost Writer)

Одна из отличительных черт фильмов Романа Полански – открытый финал. Режиссер дает свободу для фантазии зрителя. Мы точно не уверены в судьбе писателя-призрака, докопавшегося до правды. Эта сцена была сымпровизирована самим Полански по ходу съемки, и он виртуозно показал её, сняв одним дублем. Исполнявший роль Призрака Юэн МакГрегор говорит о концовке фильма: “Это чудно с повествовательной точки зрения. Это классика режиссуры. Это классический Полански”.

Финал картины “Резня” может показаться неоднозначным, может показаться завершенным. Это индивидуальное понимание для каждого зрителя делает работы Полански необыкновенно близкими каждому. Неопределенная для зрителя концовка характерна для многих фильмов режиссера, но не для всех. Все же один фильм, которым гордиться сам режиссер, особенный, он выбивается из общего ряда. Это, конечно, “Пианист”. Судьба поляка Шпильмана предельно ясна, но это не делает фильм хуже, он наполнен.

“Мне давно хотелось снять фильм о деле Дрейфуса. Причем показать его не как костюмную драму, а как шпионскую историю”

Сейчас Полански снимает “Дело Дрейфуса”, дата выхода, которого пока не уточняется. Картина о шпионаже времен Второй мировой войны в пользу немцев, об обвиненном в нем французском офицере Альфреде Дрейфусе. Надеемся, что Роман Полански, виртуоз историко-политического триллера, часто поднимающий темы ненависти, изоляции, безумия и мистицизма, в очередной раз подарит нам истинное кино, которое будет напоминать о том, о чем забывать нельзя.




Marrow magazine  2015 © Copyright