Энциклопедия фотографии на ВДНХ

Черно-белые фотографии полны объема и завораживают глубиной. Здесь нет ярких красок: зацепить можно только композицией и интересными сюжетами.  В павильоне №15 ВДНХ открылась выставка “Энциклопедия фотографии”. Тут не просто фотографии российских и советских фотографов — тут целая история и самые важные события молодой советской страны.

В XIX веке человек с фотоаппаратом в руках получил возможность фиксировать события и героев истории. “Энциклопедия” включает самые яркие работы столетнего периода, с 1891-1991. Тут представлены такие мастера как Шагин, Халип, Штеренберг. И венец первого зала — один из основателей русского конструктивизма — всемирно известный Александр Родченко.

“Интересно заниматься экспериментальной фотографией… Но сколько в фото эстетики, прямо сказать, 90 процентов. Вот почему одновременно занимаюсь радио, для дисциплины. В радио искусства не больше 10 процентов.”

Родченко Александр Михайлович

Сама экспозиция напоминает весьма неудобный лабиринт. Все время приходится ходить кругами, чтобы не пропустить ни одной фотографии.

Второй зал посвящен дореволюционной России. В конце XIX века фотография борется за место под солнцем среди других видов искусства, многие ещё не воспринимают её всерьез. Это время энтузиастов.

Появляется целая плеяда молодых и талантливых авторов, в том числе Максим Дмитриев, один из основоположников русской публицистической фотожурналистики и пикториальной фотографии. В то время это стало новым витком развития фотоискусства. Авторы хотят не просто запечатлеть важный момент, а совмещают кадр с живописью.

Самая счастливая страна

Следующий раздел — революция и постреволюционная Россия во главе с Лениным. Рождение страны рабочих и крестьян подхлестнуло развитие фотографии, появились фотокинокомитеты и фотоотделы. Однако, государство строго контролировало репортеров: им давали указания кого снимать, где и когда.

%d0%bd%d0%b0%d0%bf%d0%bf%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%b1%d0%b0%d1%83%d0%bc-%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%bd

Образ самой счастливой страны — главный мотив фотографий СССР.  Единственно верным и пропускаемым методом художественной фотографии стал социалистический реализм. Кадры полны гордости за любые достижения: спорт, новая архитектура или же счастливый быт советского человека. Например, Марк Марков-Гринберг и его диптих “Поворот истории”, с водружением красной звезды и герба временного правительства.%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%ba-%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%ba%d0%be%d0%b2-%d0%b3%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b1%d0%b5%d1%80%d0%b3-%d0%bf%d0%be%d0%b2%d0%be%d1%80%d0%be%d1%82-%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d0%b8

Образ Великой Отечественной войны отразился в памяти народа благодаря отважным фронтовым фотографам. Им удалось показать образ народного героизма. Борис Кудояров и его блокадные репортажи отражают все сложности военных лет.

Перестройка и развал СССР

Война закончилась, время постепенно движется к периоду перестройки и развалу СССР. В этом разделе фотографий не так много. Здесь мы видим уже совсем других людей — не таких счастливых строителей коммунистического общества. Дело в том, что не все авторы снимали в стиле советского реализма, многим был интересен подлинный портрет советского человека. Именно этот советский “андеграунд” во время перестройки проявился на выставках.

Заключительный раздел проекта посвящен развалу СССР и рождению современной России.

Фотография Д. Бальтерманц «Прогулка в саду Белого дома». Автор запечатлел М. Горбачева и Р. Рейгана с улыбкой на лицах.

%d0%b4-%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d1%86-%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b3%d1%83%d0%bb%d0%ba%d0%b0-%d0%b2-%d1%81%d0%b0%d0%b4%d1%83-%d0%b1%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%be

Сама экспозиция представляет собой хрестоматийные образы той или иной эпохи. Дает возможность увидеть глазами авторов важнейшие события и героев нашей страны: портреты Маяковского, Толстого, Ахматовой, Ленина, Мейерхольда.




Marrow magazine  2015 © Copyright