Фотография в театре

«Если ты не постараешься увидеть больше видимого, то ничего не увидишь».
Рут Бернхард, фотограф

Фотовыстака Любови Ярлыковой, которая недавно открылась в Арт-кафе  театра на Юго-Западе – это коллекция сиюминутных ощущений.

Для меня фотография –  совершенно стихийное хобби, и я очень удивилась, когда ко мне просто подошли люди и сказали: а почему бы нет?

Lubov Yarlikova
Любовь Андреевна Ярлыкова.
Родилась 4 декабря 1985 года.
В 2004 году окончила Нижегородское театральное училище.
В 2008 году с отличием окончила ГИТИС
С 2004 по 2006 год. работала в Нижегородском театре “Комедiя”,
С 2006 года работает в Московском “Театре на Юго-Западе”.

Жизнь мегаполиса, или листья на мокром асфальте – каждый из этих моментов, попавших в объектив, одинаково наполнен теплом и нежностью своего автора. Сама девушка отнюдь не считает себя профессиональным фотографом, и утверждает, что именно актерское начало помогает ей удачно фиксировать на камеру окружающий мир.

Как родилась идея выставки?
Начнем с того, что я не фотограф и не позиционирую себя фотографом как таковым.  Просто иногда удается удачно поймать какие-то моменты. Что-то из этого получается, что-то не очень.

А сама идея выставки появилась так… Сейчас у нас существует, помимо множества социальных сетей, Instagram, в который я периодически выкладываю фотографии. Аня Киселева и Ева Полякова, тоже сотрудницы нашего театра, просмотрев их, ошарашили меня  предложением – Люба, а почему бы нам не сделать из этого фотовыставку? Для меня это было безумно неожиданно. Когда мы просматривали работы, то думали, как структурировать выставку, и к чему приурочить.

У нас есть замечательный спектакль, «Фотоаппараты»,  который как раз и пронизан темой мгновения жизни, того, что, по сути, мы и сами как фотоаппараты. Моргнули – и щелк, запомнили какой-то кадр, какое-то мгновение. И в финале спектакля между героями звучит прекрасный жизнеутверждающий монолог, который взяли потом за эпиграф к этой выставке и определили ее направление.

« – …Ходить. Петь. Дышать. И еще фотографировать!  Вот именно, фотографировать! Все подряд. Удочки. Шляпы. Пойманную рыбу. Отпущенную рыбу. Сирень под окном. Ржавые трубы. Радугу. Покосившийся забор. Самолеты. Платья. Воробьев. Соседей. Облака.

Ходить. Петь. Дышать. И все это делать вместе. Почти синхронно нажимая спусковые механизмы фотоаппаратов!»

Вы помните момент, когда впервые взяли в руки фотоаппарат?
У меня никогда не возникало специальной потребности взять в руки фотоаппарат, да и не было у меня нормального фотоаппарата. Но когда он уже появился, то оказалось, что как раз на него-то я меньше всего и фотографирую, больше все-таки на телефон. И я очень переживала, что снятое на телефон при печати в большом формате потеряет свое качество. Одно дело, когда ты смотришь на экран, и тебе это кажется приемлемым и красивым, а другое дело – видеть результат вживую. Так что все это происходило абсолютно по наитию.

Говорят, что у фотографии, как и любого живого организма, есть своя энергетика, цвет, форма, характер. Вы верите в это?
Я читала об этом много цитат и афоризмов великих фотографов. Многие говорят, что лучше не фотографировать момент, а наблюдать его вживую.  А другие утверждают, что фотография – это как раз нечто неподвижное, запечатленное. Такое разное отношение. Я же считаю, что профессиональные фотографы все же умеют уловить определенный момент, и передать его таким, как в жизни, через объектив. Это ужасно трудно, я преклоняюсь перед такими людьми.

А наша профессия – актерская, и нам важны эмоции, мы пропускаем то, что происходит, через себя. Как фотоаппарат, через который ты проводишь свою роль, своего героя, до зрителя. Поэтому цели в этих двух направлениях схожи. Мы недавно ездили на гастроли в Калининград, с успехом там выступили. Были на Куршской косе, ходили к морю. Это невозможно не запечатлеть, все сразу стали кидаться снимать пейзажи. Но мне немного не нравится позиция, что сейчас каждый третий начинает считать себя фотографом. Опять же  благодаря этим Instagram, различным фильтрам и эффектам. Я еще раз повторюсь – a совсем не фотограф. Может, у меня хорошо получается обрабатывать фотографию или удачно схватывать моменты, но не более того.

Художественное видение и фотография помогают вам в актерской игре, или, наоборот, мешает?
Я считаю, что у меня рождение фотографии происходит именно из актерской профессии. Мы уже натренированы этой наблюдательности, навыку подмечать мелочи. Еще во время студенчества сколько этим занимались – наблюдение за животными, предметами.

Есть отдельное направление – этюды, проходят его на первых курсах театральных институтов. И это запечатление, внимательность, умение хватать моменты закладывается уже тогда. И в итоге, любой актер, который просто идет по улице, увидит намного больше, чем обычный человек: пение птиц, шум листьев, машин, блики солнца – все что угодно. Так что скорее одно другому помогает, и еще как.

IMG_4169Что в вашем понимании удачный кадр и удачный спектакль?
Актер никогда не должен быть полностью собой доволен. В чем-то можно сказать себе – да, сегодня я сделал это хорошо, но не более. Никогда не  надо начинать возвышать себя, иначе как потом дальше внутренне развиваться и работать?

А что касается удачного кадра – это скорее такое удачное стечение обстоятельств, когда ты присутствуешь при определенном моменте, и успеваешь его запечатлеть. Есть фотографии, на которые смотришь и поражаешься – как люди это снимали? Те же кадры военных действий, которые делают военные корреспонденты. Ты задаешься вопросом – каким надо быть, что надо при этом ощущать, работая в таких условиях?  И еще удачный кадр – тот, который нравится. Как тебе, так и зрителям.

Не хотели бы освоить еще какие-то творческие направления: живопись или написание стихов?
Ой, нет.  У меня и фотография –  совершенно стихийное хобби, и я очень удивилась, когда ко мне просто подошли люди и сказали: а почему бы нет?

У нас до этого была выставка детского рисунка «Театр: Рождение образа». Когда детишкам после просмотра наших спектаклей:  «Маленькая колдунья», «Белоснежка и семь гномов», «В поисках сокровищ» что-то запоминалось, они это рисовали и присылали нам. Мне было очень приятно приходить и видеть эти рисунки, такой позитивный энергообмен.

Надеюсь, что теперь и мои работы, которые сейчас у нас внизу в Арт-кафе, тоже будут приятны нашим зрителям. И я хочу сказать огромное спасибо за эту возможность Ане Киселевой, Еве Поляковой, Алине Максимовой, Валерию Романовичу  Беляковичу (основатель и руководитель театра), который тоже одобрил и оценил мои работы. Спасибо им за возможность делиться этими самыми моментами. Ведь что-то я фотографирую на гастролях, что-то связанно со спектаклями, поэтому все это идет от театра, и для театра, абсолютно искренне и с душой.



About

Journalist. Love music, travell, art, interesting people, and all unusial things.



Marrow magazine  2015 © Copyright