Скандал в музее: Ян Фабр опять шокировал всех

Скандальный бельгийский художник  Ян Фабр не раз шокировал публику своими работами. Его новая выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты» в Эрмитаже не стала исключением.

Фабр придерживается неординарных взглядов на искусство. По словам Михаила Борисовича Пиотровского, директора государственного музея Эрмитаж, выставку готовили больше двух лет. Она должна была проходить в рамках проекта «Эрмитаж 20\21», который стартовал в 2007 году. Основной задумкой проекта было освещение тенденций современного искусства. Поэтому к подготовке каждой выставки подходят со всей серьезностью и основательностью. Однако к некоторым вещам российская публика оказалась не готова.

Фабр пользуется большим успехом благодаря своим театральным текстам, постановкам и выставкам.  Среди них — «Я Кровь», «Лебединое Озеро», «Ангел смерти», “Ангел Метаморфоз” и другие. Эпатажный художник уже покорил Лувр не менее эффектной выставкой. Чего только стоили надгробные плиты с червями среди залов знаменитого художественного музея. Он не боится быть громким и шокирующим – художник ставит чучело зайца рядом с «Натюрмортом с битой дичью и омаром» Пауля де Воса, чтобы мы поняли насколько разнятся картины и объекты реальности.

Дмитрий Озерков, российский искусствовед и глава отдела современного искусства Эрмитажа, пояснил:

«На картине изображен убитый заяц и рядом висит такое же чучело зайца, автор говорит, что для написания этой картины использовалось большое количество кистей, которые делались из хвостов и шерсти животных: зайцев, белок. Собственно говоря, об этом в частности идет речь».

Фабр часто использует необычные материалы: панцири жуков, старый металлолом, белый мрамор, бронзу, кровь, золото, кости и даже трупы животных. Он утверждает, что его работы являются своеобразным откликом классической фламандской живописи. Именно Пауль Рубенс и Якоб Йодранс повлияли на творчество Фабра. С раннего детства он вместе с отцом посещал выставки и вдохновлялся шедеврами «гигантов» Фландрии. После даже копировал некоторые из них.

Рыцарь отчаяния – воин красоты

В своем интервью Дмитрий Озерков поясняет: «Фабр видит себя фламандским художником, продолжателем традиции Антверпенской школы. Ему важно присутствие этой школы в Эрмитаже, и таким образом его работы в Зимнем дворце вступят в диалог с мастерами фламандского искусства, с творениями Йорданса, Рубенса, Ван Дейка. Экспозиция завершится в рыцарском зале, по-видимому, трансляцией видео».

Выставка «Рыцарь отчаяния – воин красоты», которая продлится с 22 октября 2016 года по 30 апреля 2017 года,  делится на три ветви. Первая, «Bic-арт» – представляет собой полотна, нарисованные ручкой «BIC». Посетителям не сразу удается уловить задумку автора. Ведь полотна серии «Синий час» надо рассматривать под определенным освещением.

Ян Фабр: «Это мой диалог с великими фламандскими мастерами. Я, конечно, карлик по сравнению с Рубенсом, Ван Дейком, Йордансом и Снейдерсом…».

Второй ветвью служат ряд скульптур из панцирей жуков-скарабеев, которые Фабру привозят из Египта и Таиланда. Они находятся в одном помещении с «преображенным» металлоломом  и монахами из человеческих костей.

«Здесь монахи: их кожа это кости людей и животных – это мои рассуждения на религиозную тему, как и на картине «Воскресение Христа» Рубенса».

Ян Фабр

Третьей и самой скандальной линией выставки является «Протест мертвых бездомных котов» и «Карнавал мертвых дворняг». В одном из залов подвешены чучела животных на фоне блестящих лент, спускающихся с потолка. Этой метафорой автор хочет подчеркнуть человеческую жестокость по отношению к животным. По словам организаторов выставки, ни одно из животных не было убито специально. Художник подобрал сбитых животных и демонстрирует людям то, от чего они так старательно убегают.

Почему мы боимся работ Яна Фабра?

Мнения посетителей самые разные – кто-то опускает глаза в пол, а кто-то восхищается видением художника. Майя Рыбко, которая является представителем благотворительного фонда «Сохрани жизнь»: «Возмущает то, что это действительно трупы! Не макеты, а именно трупы, которые были когда-то живыми существами. По моему мнению, для детей это не лучшее зрелище».

В интернете начали сборы подписей о закрытии выставки. В ответ на обвинения Пиотровский сказал:

“Для тех, кому интересно, в Эрмитаже намечено несколько встреч и экскурсий с настоящими защитниками животных, а не “липовыми”, так что это будет продолжаться”.




Marrow magazine  2015 © Copyright