MoMA и MMoMA: музеи современного искусства в России и США

Музеи современного искусства (МоМА -The Museum of Modern Art) ставят главной задачей пропаганду интеллектуального отдыха и любовь к искусству. Быть представленным в МоМА для художника или фотографа значит получить мировое признание.

Хотя современное искусство – это тренды нынешней эпохи, призванные отражать всю её многогранную действительность, МоМА по-прежнему остаются элитарными учреждениями, не имеющими прочной связи с широкой публикой.

МоМА в США

Музей современного искусства на Манхэттене в Нью-Йорке – один из первых музеев современного искусства в мире и общепризнанный эталон. Датой его основания считается 1929 год. Коллекция музея – самый полный обзор модернистского и постмодернистского искусства: это и живопись, и скульптура, и дизайн, и фотографии, книги, фильмы. Импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, сюрреализм и фовизм, абстракционизм и концептуализм.moma_nyc_building

У истоков основания стояли «несокрушимые леди» – Эбби Олдрич Рокфеллер, Лили Блисс и Мэри Квин Салливан. К слову, скульптурный сад, являющийся одной из главных достопримечательностей музея, назван в честь одной из основательниц – Эбби Олдрич, невестки того самого Джона Дэвисона Рокфеллера. Именно она смогла уговорить своего влиятельного мужа пожертвовать участок земли на Манхэттене под здание музея.

Главными целями подобного арт-пространства стала помощь молодым американским и европейским художникам в представлении своих работ публике и приобщение американских зрителей к малознакомому для них модернистскому и постмодернистскому искусству.

Но со временем остро встал вопрос о сроке хранения работ в музейном собрании. Современное арт-пространство превращалось в музей истории искусства, а это противоречило его первоначальной концепции.

Первый президент MoMA Ансон Конгер Гудиер предлагал исключить из коллекции музея работы старше 20 лет, считая этот срок пределом современности. А первый директор музея Альфред Барр внес предложение пролонгировать срок современности до 50 -60 лет. Таким образом, в 1947 году, после 16 – летних переговоров, было принято соглашение между MoMA и Метрополитен-музеем о передаче последнему работ, исчерпавших 60-летний срок.

Однако, опасаясь потерять «классику» современного искусства, в 1953 году договор с Метрополитен расторгли. Статус уникального учреждения был потерян, и музей приобрел традиционную историко–художественный форму.

МоМА воплотил понимание сущности музея современного искусства, но такая концепция оказалась «не музейна» по своей сути, поэтому конфликт «современности» и «музейности» и по сей день не исчерпан.moma_nyc_entrance

Так или иначе, Барр заложил основы концепции и организационной структуры МоМА, а также расширил понимание границ современного искусства. Его идея создать постоянную экспозицию из нескольких временных стала знаменитой и помогла зрителю освоить новый способ презентации современного искусства. МоМА первым стал рассматривать фотографию, кино и дизайн как виды изобразительного искусства, наравне с живописью и скульптурой.moma-typography-exhibition-nyc

Сегодня МоМА – это не только полное собрание мастеров современной живописи, шедевров дизайна и скульптур, это еще и кинопоказы классики и зарубежных фильмов, образовательные программы и лектории, библиотеки, кафе и магазины сувениров.

Современное искусство в России

Считается, что страна, в чьей столице нет государственного музея современного искусства, не может считаться цивилизованной. Самыми обширными списками подобных учреждений может похвастаться только США и Россия. Однако Государственный музей современного искусства РФ в настоящее время находится ещё на стадии проектирования.

MMoMA

Поэтому самым известным национальным музеем современного искусства можно назвать Московский муниципальный художественный музей, известный как MMoMA (Moscow Museum of Modern Art). Открывшийся в 1999 году, московский MMoMA, как и его американский прототип, сфокусировался на искусстве 20 и 21 веков. Основателем и директором музея стал президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Начало музейному собранию положила его личная коллекция.

В отличие от нью-йоркского MoMA, московский музей расположился с русским размахом на целых пяти площадках:

– основном здании с постоянной экспозицией на Петровке, в бывшем особняке купца Губина, построенном по проекту архитектора Матвея Казакова;

– пятиэтажном выставочном пространстве в Ермолаевском переулке;

– просторной галерее на Тверском бульваре;

– в старинном здании Российской академии художеств на Гоголевском бульваре;

– в трехэтажном музее – мастерской Зураба Церетели на Большой Грузинской.

Собрание MMoMA

Собрание музея в основном состоит из работ русских гениев: Казимира Малевича, Марка Шагала, Василия Кандинского. Однако и зарубежным художникам нашлось место: безусловным мэтрам Пабло Пикассо, Хуану Миро, Анри Руссо и Арнальдо Помодоро. Также коллекции постоянно пополняются работами актуального искусства, активно поддерживая развитие современного искусства в России.mmoma_%d0%ba%d0%b0%d0%bc%d0%b5%d1%80%d0%b0-%d0%be%d0%b1%d1%81%d0%ba%d1%83%d1%80%d0%b0

Одними выставочными программами музей также не ограничивается: при музее открыта Школа современного искусства «Современные мастерские», где желающие могут приобщиться к пониманию прекрасного, изучая художественный рынок и интеллектуальные проблемы современной культуры. Также в MMoMA регулярно проводятся лекции и мастер – классы с ведущими художниками, кураторами и знатоками искусства всех видов и форм.

MMoMA быть!

Выставочная стратегия музеев современного искусства направлена на максимально широкую и разнообразную репрезентацию визуальной культуры 20-21 веков – от дебютных показов начинающих авторов до концептуальных ретроспектив крупных художников. Такая концепция уже доказала свою эффективность, и на сегодняшний день является лучшей формой подачи искусства зрителю.modern-art

Музеи современного искусства поддерживают молодых художников и мотивируют молодое поколение на раскрытие своего таланта широкой публике. А постоянная коллекция классики – повод для скептически настроенных консерваторов заглянуть в стены, где рождаются новые имена и стили. В стенах MoMA и MMoMA проходит диалог между художником и зрителем, отражающий гипертекстуальность и интерактивность современного мира.

В этом контексте элитарность современных «месторождений» арт-талантов – скорее, преимущество, подстегивающее любопытного обывателя перейти к более масштабному видению мира и принятию новых форм развития искусства.



About

Journalist & Stewardess "Стремись обогнать не другого, а самого себя"



Marrow magazine  2015 © Copyright