Тим Бертон: темный гуманизм

Тим Бертон: темный гуманизм

Тим Бертон: темный гуманизм

Тим Бертон – не просто режиссер, а уже сложившийся бренд. Его фильмы легко узнать по чудаковатым героям с открытой душой и большими глазами. Монстры Бертона – особенные. Они пропитаны любовью режиссера, наделены чувствами и глубоким психологизмом.

Детство Тима Бертона прошло в Бербанке, пригороде Голливуда. Несмотря на огромное количество киностудий, Бербанк оставался типичным провинциальным городком, к которому Тим не был особо привязан.

burbank-ca

Будущий режиссер рос интровертом и постоянно витал в своих мыслях. От него часто уходили друзья, не понимая всей глубины его внутреннего мира. Хотя его это не особо огорчало – с ним всегда были его фильмы.corpse-bride-tim-burton

Тим обожал кинотеатры. Он чувствовал, что с фильмами можно вести диалог. Режиссер всегда испытывал определенную симпатию к монстрам и фильмам ужасов, которые полностью заменили ему книги. В этих фильмах он видел символику, скрытую идею.

Тим Бертон не желал быть как все, не хотел жить распланированной жизнью пуританского общества, не любил учиться в школе. Вместо отчетов по книгам, Тим предпочитал снимать коротенькие фильмы.

«Я никогда всерьез не думал о том, чтобы зарабатывать на жизнь, снимая фильмы. Может быть, такая мысль и таилась где-то глубоко внутри, но я никогда не заявлял вслух, что желаю стать режиссером. Мне просто нравилось этим заниматься, да к тому же это помогало выполнять школьные задания».

Первые работы

Помимо фильмов, Бертон страстно любил было рисование. Только закрепляя образы из головы на бумаге, он мог сосредоточиться. Поэтому после окончания школы Тим Бертон поступил в Калифорнийский колледж искусств, где готовили мультипликаторов.

A post shared by Tim Burton (@timburton_) on

В колледже его выделили из многих студентов и предложили работу на киностудии “Дисней”. Именно она стала для Бертона отправной точкой и трамплином в его карьере.

Хотя “Дисней” и Бертон были несовместимы, там он познакомился со многими талантливыми людьми, которые помогли осуществить задумку Тима – снять короткометражный мультфильм – «Винсент».

Режиссер сам написал стихи для «Винсента» и впервые применил покадровую мультипликацию. Это главный отличительный прием Тима Бертона остается его визитной карточкой до сих пор.

Страсть Бертона к игрушкам и хитроумным устройствам определила всю его дальнейшую работу над мультфильмами. Он создает все свои работы руками, отказавшись от компьютерной графики. Покадровая киносъемка старомодна, но именно эта техника помогает Тиму передать эмоциональность героев и живые чувства.

A post shared by Tim Burton (@timburton_) on

Для закадрового озвучивания Бертон пригласил своего кумира – Винсента Прайса. С этим американским актером Тим отождествлял себя с самого детства. Он вырос на его картинах, снятых по произведениям Эдгара Аллана По. Для Бертона и Прайса работа над «Винсентом» стала началом их дружбы, которая продлится до самой смерти знаменитого актера.

Бертон: одно большое приключение

Уйдя из Диснея, Бертон получает предложение снять свой первый полнометражный фильм – «Большое приключение Пи-Ви». Это фильм о чудаковатом человеке по имени Пи-Ви, который ищет свой украденный велосипед и встречает на пути архетипных героев. Бертона восхищает главный герой. Он живет в своем собственном мире и ему не интересно, что о нем подумают.

«Странно: на киностудии Диснея хотят, чтобы ты был художником и в то же время подобным зомби конвейерным работягой, лишенным собственной индивидуальности. Не знаю уж, кем надо быть, чтобы заставить сосуществовать эти две части вашего мозга».

С «Большого приключения Пи-Ви» началась работа Тима с актерами. Их подборкой он занимается с особой тщательностью. Для него важно не только умение сыграть роль, но и склонность к импровизации.

A post shared by Tim Burton (@timburton_) on

Он никогда не может точно сказать, что ждет от фильма. Тим дополняет свои работы прямо во время съемочного процесса. Его главный принцип – заложить хороший фундамент, а затем – свобода творчества. Также и с мультфильмами: сначала он создает рисунок, а только потом наделяет героя характером, начинает придумывать замысел и главную идею.

Любимый прием Тима Бертона – противоречие. Он создает психологически многослойных персонажей и смешивает то, что, казалось бы, невозможно смешать.

В «Битлджусе» он разбавляет темный цвет красками и светом. В личности Бэтмена присутствуют две стороны – темная и светлая, что делает его персонаж многогранным. Женщина-кошка ненавидит и любит Бэтмена одновременно. В «Трупе невесты» он показывает серую страну живых и красочную страну усопших.

Если в фильме Тима Бертона на стене висит ружье, то его играет Джонни Депп

Не секрет, что Джонни Депп – любимый актер Тима Бертона. Они познакомились во время съемок фильма «Эдвард Руки-ножницы». И Бертону, и Деппу был близок этот чудаковатый, странный персонаж. Но Джонни даже не рассчитывал, что Тим выберет из множества звезд именно его.

A post shared by Tim Burton (@timburton_) on

Депп был уверен, что он сможет поэкспериментировать в роли Эдварда – этот образ даровал ему свободу. В дальнейшем, он соглашался на любую роль у Бертона, полностью доверяя его вкусу. По словам самого актера, работа с Тимом – увлекательное и веселое приключение в детство, возможность импровизировать и создавать что-то действительно стоящее.

 «Для меня работа с Тимом подобна возвращению домой. Дом этот построен на риске, но таком, который дает покой. Глубокий покой. Здесь ни для кого нет сеток безопасности, но воспитаны обитатели этого дома именно так. Здесь принято полагаться на простое доверие — оно ключ ко всему».

Персонажи Бертона – аутсайдеры. Они не вписываются в общество, их не понимают и не признают. В то же время, это добрые персонажи, которые что-то меняют в сознании людей. Тим Бертон всегда вкладывает частичку себя в каждый свой персонаж, символизирует его со своим внутренним миром.

Бертон – символист кинематографа. Сюжет – не его сильная сторона, он делает упор на чувство и дает зрителю самому интерпретировать картину. Хорошая картина для Бертона – та, о которой можно создать собственное представление. Будучи виртуозным выдумщиком, он предлагает зрителю создавать собственные образы.

«Что-то уходит из жизни с годами, но есть вещи, которые остаются с тобой. Вот почему всем нам интересны фильмы — те, что вызвали у нас эмоциональный отклик, о которых не перестаем думать. Поскольку эти фильмы пробудили в вас чувства, они остаются как бы частью вашего эмоционального багажа».