Непарадный портрет

Целое столетие представлено на экспозиции “Непарадный портрет” в павильоне № 59 на ВДНХ. На выставке — произведения русских художников, графиков, скульпторов, а также несколько авторов, работающих в медиа-форматах.

Выставка охватывает  столетний период творчества советских и российских портретистов. Это время быстрой смены течений и стилей в искусстве. Тут и реалисты, и модернисты, и нонконформисты: не обошлось и без творчества 60-х.

A post shared by treivas (@treivas) on

Живопись

Искусство 1900-1910

Начинается выставка с “Мира искусства” – это объединение художников первой четверти XX века в России. Их связала общая идея — в искусстве нет места политике и общественным догматам. Они искали свободу и независимость от академизма. Стремясь к модернизму и символизму, они противопоставляли себя передвижникам.

A post shared by Elena (@elenatsareva94) on

В объединении не было единого общего стиля: живописцы, графики, скульпторы шли каждый своим путём. Авторы хотели отобразить в произведениях свою личность. Например, они призывали признать эскизы в качестве полноценных произведений искусства. Главными представителями были Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере.

“Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца.”

С. Дягилев (статья “Искусство и художники” в “Биржевых ведомостях”)

1910-1930 годы

Вторая часть выставки представлена искусством начала 1910-1930г. Ярким представителем является Д. П. Штеренберг, как одна из самых значительных фигур русской живописи того времени. Творчество Штеренберга резко расходится с новой государственной политикой в области искусства. Официальное господство “соцреализма” заставляло “таких” художников искать свой путь к зрителю. Многим  пришлось покинуть страну и выставить свои произведения в салонах за рубежом.

МОСХ

Следующие два раздела выставки посвящены живописи «левого МОСХА» и искусству нонконформистов. В частности, в экспозицию вошли работы Виктора Пивоварова, Владимера Вейсберга, Вадима Сидура.

Советские художники того времени считали, что идти по стопам западного искусства не стоит. Они создали собственные способы выражения, изначально инстинктивные и невнятные. После, они обретут ясные очертания: всё это станет вторым авангардом и нонконформизмом.

Владимир Вейсберг был одним из художников, отклонившихся от востребованного «соцреализма». Он стал мастером и создателем нового стиля “белое на белом”. Эта невидимая живопись не отрицала наличие красок, но переходов от цвета к цвету практически невозможно найти. Все произведения как будто окутаны таинственной туманностью.

“Кандинский писал, что белое, так часто определяемое как “некраска” (особенно благодаря импрессионистам, для которых “нет белого в природе”), есть как бы символ мира, где исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. Потому и действует белое на нашу психику, как молчание такой величины, которое для нас “абсолютно”. <…> Вейсберг всю свою жизнь упорно стремился к овладению тайной белизны – откуда идет Великое Молчание, подобное в материальном изображении холодной, в бесконечность уходящей стене, которую ни перейти, ни разрушить, – и под конец постиг её.”

Владимир Немухин

Скульптура

Второй вид искусства, показанный на выставке, — скульптура. Вадим Сидур, один из представленных авторов, был к тому же художником, поэтом и философом. Он стремился показать уродство войны.

На выставке представлены его произведения “Инвалид с палкой” и “Раненый”. Сам автор объяснял желание создавать такие работы жизненной необходимостью: он был участником Великой Отечественной войны и остался инвалидом на всю оставшуюся жизнь. Благодаря своему неформальному творчеству, автор пытается поднять вопрос о том, нужна ли война человеку и человечеству в целом.

otdskbxsu-uК скульптуре нового формата обратился Сергей Шеховцов. В качестве материала автор выбрал поролон. Его “Кинотеатр” показывает самых разных людей, сидящих в кинозале: тут и задумчивый кинокритик, неформал с дредами, и парочка влюбленных на заднем ряду. Все это показывает разнообразие социума “оттепели”.  Его скульптуры — подчеркнуто натуралистичные, образы героев узнаваемы и просты.

Следующий автор предложил рассмотреть вопрос социального положения человека в обществе. Виктор Пивоваров и его “Проект для одинокого человека” 1975 года.

Войдя в комнату, вы видите большие стенды с указаниями  правил поведения одинокого человека. В них входят распорядок дня и карта рабочего места. Автор подчеркивает, что одиноким человеком может стать каждый вне зависимости от религии, финансового положения и других факторов социальной жизни.m_d3qj2dnhc

Сам Пивоваров считал, что появление текста в произведениях искусства освобождает от смысловой закрытости. Это прямое обращение к зрителю и зарождение интерактивности.

Образ одинокого человека, как некая константа, существует в каждом из нас. Одиночество – это изначальная духовная ценность. Все переживают подобные моменты, но оно не означает страдание.

Эта выставка охватывает как искусство начала XXI века, так и советское искусство, с его новыми технологиями и материалами. Вся экспозиция направлена отражение роли автора в искусстве. Она отвергает любые политические и исторические деяния  века. Большая часть картин собрана из частных рук, остальное — из провинциальных музеев. Именно поэтому эти картины мало кто видел.





Marrow magazine  2015 © Copyright