Свободный штат Джонса

“Свободный штат Джонса” — историческая драма режиссёра Гэри Росса. Основные роли исполнили Мэттью МакКонахи, Гугу Эмбата-Ро и Махершала Али.

В основу фильма заложена реальная история, происходящая во времена Гражданской войны в США. Главный герой картины — Ньютон Найт, бедный фермер из Миссисипи, сражавшийся на стороне конфедератов. Он не видит никакой чести и доблести в смерти за чужие интересы, ему не нужна эта война. После сражения при Коринфе, в котором погибает его племянник, Ньютон решает отправиться домой. Там он обосновывается с беглыми неграми и остальными дезертирами в округе Джонс, в который начинают стягиваться другие обескровленные лишениями люди.

Авторы фильма с первых минут показывают всю нелицеприятную составляющую войны: кровавые расчлененные тела, свиней, врезающихся в трупы, наплевательское отношение медиков к раненым, напрасную гибель десятков людей. Таким образом, видимо, режиссер пытался привлечь внимание к картине за счет излишней жестокости или, возможно, сделал ставку на реалистичность. Тем не менее, ему удалось отразить сущность войны.

Главная тема фильма — произвол властей: воровство сборщиками налогов того, что им не принадлежит, имущества, на которое они не имеют никакого права. Созданное человеком принадлежит ему самому, но никак не налоговику, особенно если тот собирается забрать почти всё. Что значит забрать у фермера все овощи и скот во время войны? Это значит обречь его семью на голод. Чем эти люди отличаются от обычного грабителя в переулке, домушника, залезшего в дом или просто убийцу, представившего нож к горлу? Преступники, для которых твоя жизнь ничего не значат, заслуживают пулю. Такова радикальная позиция Ньютона и его ребят.

С разрушителями, которые сжигают угодья крестьян лишь за то, что те хотят отдавать свое имущество и еду, невозможен мир. Потому вчерашние фермеры становятся партизанами и уходят в леса и на болота вместе с Ньютоном.

Южные штаты

Дальше мы видим проблему реконструкции юга и заживления ран после гражданской войны. Социум южных штатов постепенно меняется: темнокожее население борется за гражданские права, следом за этим начинает активно действовать ККК, нарушающий любые права личности. Бывшие друзья и сослуживцы становятся врагами в новой войне. Возможно, эта война ведется не на полях сражения с огромными армиями, но не менее ожесточенно. Это война тех, кто хочет приобрести  гражданские права с теми, кто не желает их давать.

Мы видим как тяжело это для Ньютона Найта. Несмотря на то, что он белый, он все равно участвует в этом противостоянии. По одну сторону его друзья – афроамериканцы, а по другую — белое население. Ему были близки и те, и другие, однако он понимает, что ККК – жестокие убийцы, которые цинично громят поселения и убивают черных. Вставая на сторону афроамериканцев, он сам становится негром в глазах уже бывших друзей-расистов.

Личность Ньютона Найта весьма противоречива. Дезертир ли он? Да. Предатель? В какой-то мере. Мятежник? Определенно. Разбойник? Как посмотреть. Режиссер его рисует борцом за справедливость. Он отталкивает все формы угнетения и порабощения, борется за свою свободу и свободу своих друзей.

Однако, можно справедливо осудить это режиссерский подход и некоторые поступки главного героя, а также способы достижения цели — желание взрывать поезда, грабить военные обозы и переходить на сторону союза в разгар войны (что выходит за рамки обычного мятежа). В этом присутствует налет терроризма.

Впечатление от фильма

“Free State of Jones” — не идеальная картина. Слишком многое Гэри Росс пытался упомянуть в эти два часа: получилось так, что некоторые темы выглядят неполноценно. Необходимо было или сделать фильм трехчасовым, или не затрагивать проблемы реконструкции юга вообще.

Музыкальное сопровождение вполне соответствует времени и настроению. Местами звучит кантри эпохи гражданской войны. Все время ожидаешь услышать знаменитое Dixie’s Land, но не в каждый же фильм про американский юг 19-го века эту мелодию вставлять.

Кино может понравиться хотя бы оттого, что оно посвящено защите священного права собственности. В последнее время редко снимают фильмы на эту тему: внимание Голливуда больше приковано к защите прав меньшинств.

“Свободный штат Джонса” —  картина интересная и компактная (хотя многим ленты длиннее 90 минут уже кажутся затянутыми), местами даже очень компактная. Особой оценки достойны реалистичность боевых действий, а также извечная проблема трактовки смерти.

Здесь и противостояние фермеров государству, и проблема расизма, и вопрос о предательстве, а также извечный диалог человека и Бога в контексте разной трактовки Библии Ньютоном и рабовладельцами-конфедератами.

Одни относятся к черным как к равным, а другие — как к виду собственности, одни считают плоды своих трудов неприкасаемыми, а другие отнимают последнее. И на протяжение двух часов мы видим их противостояние в разных ситуациях, в которых меняются декорации, но не люди. Главной идеей фильма можно назвать простое правило: “не воруй чужого и не отдавай своего“.



About

Пишу рецензии на различные фильмы. Связаться со мной можете Вконтакте (продублирую ссылку) https://vk.com/dima_zubkoff



Marrow magazine  2015 © Copyright