Искусный манипулятор Франсуа Озон

Франция подарила нам множество талантливых режиссеров, в числе которых режиссёр с мировым именем, Франсуа Озон.

“Я считаю, что в жизни нечего скрывать. Если это отвратительно, это все равно существует, а значит об этом можно рассказать.”

François-Ozon_dans-la-maison

“В доме”

У фильмов Озона особенный почерк. Ключевые моменты, после которых понимаешь: «Да, это он!» Его картины вряд ли понравятся широкой публике, они для тех людей, которые могут разглядеть нестандартную красоту его фильмов. Картины Озона откровенны, свободны от всяческих предрассудков. Он не боится показать пороки людей во всей их пугающей красе.

“В кино мы имеем право экспериментировать.”

Озона часто называют искусным манипулятором, который может приковать интерес зрителя к своему фильму. Всего пару штрихов и мы уже чувствуем тайну, которую нам хочется постичь, понять. Чего именно хочет Клод от семьи Рафы? (“В доме”) Он просто наблюдает или ему нужно, что-то большее? Почему Изабель, девушка из обеспеченной семьи, начала заниматься проституцией? (“Молода и прекрасна”)

“В своих фильмах я постоянно играю с реальностью и воображением.”

François-Ozon-Jeune-et-jolie

“Молода и прекрасна”

Глубина, которую нам показывает режиссер, порой проявляется в абсурдности действий героев, зритель не понимает, почему на все происходящее, персонажи совершенно спокойно реагируют. Отец спокойно относиться к тому факту, что его жена переспала с их общим сыном (“Крысятник”), писательница Сара, без лишних вопросов, помогает Жюли закопать труп невинно убитого (“Бассейн”), а Кэти не удивляется, что у ее сына растут крылья (“Рики”). Возникает вопрос – реально ли все то, что происходит на экране? Может это просто сны, бурное воображение? Матери только лишь приснилось, что она была в постели своего сына. Сестру Рики так поразило появление в их семье нового существа, что она придумала, будто он умеет летать. А Сара, увлеченная написанием нового детективного романа, вообразила себя одним из персонажей своих же книг.

“По-моему, у всех людей есть сексуальные проблемы. Они просто их скрывают. Когда я показываю такие вещи, в этом нет ничего ненормального, потому что в каждом из нас в той или иной степени присутствует извращенная сексуальность.”

François-Ozon-Une-nouvelle-amie

“Новая подружка”

Творчество Озона наполнено сексом и желаниями, которые человек, как правило, скрывает. Герои отдаются своим желаниям и удовольствиям без остатка, не останавливая себя на мысли, что хорошо, а что плохо. Они просто делают то, что им хочется, обнажая себя как в физическом, так и в психическом плане. Алиса хочет совершить убийство одноклассника, она не задумывается о ценности человеческой жизни (“Криминальные любовники”). Давиду нравиться разгуливать в образе женщины Вирджинии, не думая о последствиях, жить здесь и сейчас (“Новая подружка”).

“Женщины вдохновляют меня, потому что женщины устроены сложнее мужчин, особенно это видно в кино. Мужчины здесь созданы для действия, а для меня в кино важно, то что происходит внутри у персонажей, важно создать интимную атмосферу, следить за поведением героев. У женщин есть эта глубина чувств.”

François-Ozon-Sous-le-sable

“Под песком”

Часто в центре внимания картин Озона находятся именно представительницы прекрасного пола. В его самом успешном, по множественным мнениям, фильме “8 женщин” ему удалось собрать на одной съемочной площадке известных актрис, таких как Катрин Денев, Изабель  Юппер и Фанни Ардан. Каждый из 8 образов женщин, представленных в картине, по-своему порочен. Алчная мать семейства, служанка, которая спит со своим хозяином, скромница Сюзон, у которой скелетов в шкафу чуть ли не больше, чем у всех вместе взятых. Но Озон не осуждает их, наоборот ему они кажутся очаровательными, обезоруживающими со своими необузданными страстями.

“Я хотел поговорить о том, что остается от нас, когда мы умираем.”

У режиссера есть фильмы, объединенные одной темой, которую он раскрывает. Его “трилогия о смерти” включает три киноленты: “Под песком”, “Время прощания” и “Убежище”. В первой кинокартине женщине предстояло пережить смерть любимого, во второй смерть уже преследовала главного героя, а в третьем речь идет о том, что мы оставляем после своей себя. Сам режиссер говорил, что эта тема его интересовала давно, и в голове уже зрел сценарий для фильма “Под песком”, который получил развитие в последующих фильмах.

“Вам не обязательно понимать вашу жизнь, достаточно просто принять ее! Чувствовать вообще важнее, чем понимать.”

Особенностью фильмов Озона является присутствие героев-вуайеристов (любителей подглядывать), которые не только удовлетворяют свой интерес, но и раскрывают нам тайны персонажей, рассказывают нам их историю. Озона можно сравнить с его героем Клодом (“В доме”) – он ироничен, язвителен, манипулируя зрителем, как Клод учителем.

РFrançois-Ozon2ежиссер увлечен таким явлением как “жизнь”, он наблюдает за ней со всей страстью, интересом, внимательностью, а позже показывает её своему зрителю.

Франсуа Озон всегда умел удивлять своего зрителя. Сначала он превращал людей в крыс, затем шокировал людоедами, ставил мюзикл с участием известных кинодив. Каким будет его следующий фильм, режиссер не знает, но по его же словам он стал более зрелым человеком, более спокойным. Хотя, возможно, он снова захочет эпатировать публику. Кто знает?




Marrow magazine  2015 © Copyright