Dior сквозь железный занавес

Меня зовут Станислав Речкович. Тематика моей колонки – мода. Рассматривать ее мы будем с самых разных сторон: как часть культуры, как индустрию, мода с точки зрения социологии, как часть истории и много другое. Начнем с одежды советской эпохи.

Мода в СССР

Пятилетки, Гагарин, генсеки

Мне, как человеку, который не застал советских времён в сознательном возрасте, СССР представляется чем-то несовременным, архаичным. Разумеется, мне рассказывали о том времени родители, бабушки и дедушки. И по ним, а также по учебникам истории и другим книгам, я помню, что Советский Союз был обществом стандартов, что были пятилетки, Гагарин, генсеки. Что тогда была школьная форма, и что в СССР был дефицит, при котором в магазины не иначе, как «выкидывались» новые вещи.

Одна знакомая рассказывала мне: “Часто в торговый центр завезут какие-нибудь зелёные кофточки дичайшего оттенка, и на следующий день в них полгруппы в университете сидит”.

Блёклая картинка.

Тем не менее, и в СССР, несмотря на стремление правящей партии навязать единый стандарт, были люди, желавшие выразить себя посредством одежды. Другими словами, в СССР всё же была мода, как культура одежды, несмотря на чёткие идеологические установки. Разумеется, мода не ограничивается одними лишь нарядами. Были и Дома Моделей (Московский и Ленинградский), и модные журналы (Ленинградского Дома Моделей одежды и латвийский «Силуэт»), и талантливые художники по костюмам (буржуйского слова “дизайнер” тогда попросту не знали).

Можно сказать, что мода в СССР носила эпизодический характер.

С отъездом целой волны белой эмиграции на Запад из страны ушли традиции хорошего платья. Гражданская Война сделала своё дело – негде было достать костюмных и платьевых тканей. Это был период самодельной моды. Одежду шили из занавесок и постельного белья. Старые вещи перешивались в новые по нескольку раз. Конечно, в СССР осталась Надежда Ламанова – известная модистка, одевавшая царскую семью, но она не могла в одиночку охватить советские пространства.

Во времена НЭПа женщины и девушки, вращавшиеся в кругах дельцов, вели беззаботный образ жизни и по тем меркам весьма хорошо одевались. Непременными атрибутами модниц 20-х годов были популярный мех зайца, шляпка – клош и длинные бусы.

В 30-е – 40-е о моде забыли: началась индустриализация, потом грянула война, а позже надо было восстанавливать народное хозяйство. Какая же здесь мода? Правда, солдаты привезли трофейные духи и одежду в СССР, но без культуры ношения они были никчёмны: женщины часто принимали ночные сорочки за выходные платья.

Советские женщиныЖелезный занавес, опустившийся вокруг Советского Союза, задерживал веяния моды на 10 лет. Например, стиль new look, родившийся с 1947 году, дошёл до Страны Советов только к концу 50-х, и коснулся он только стиляг. Диоровская классика была встречена в штыки.

В 1960-е годы, когда Холодная война набрала силу, в СССР вели борьбу с модой как одной из форм «низкопоклонничества перед капиталистическим Западом». Комсомольские и пионерские ячейки нещадно порицали на собраниях молодых людей, не следовавших стандартам, им делались выговоры, предупреждения. Модники и модницы то и дело становились героями иллюстраций художников – карикатуристов, которые сильно извращали черты их немного наивного, но элегантного стиля. Зачастую таких людей сравнивали с яркими попугаями и обезьянами.

То, что продавалось в магазинах, было пресным. Оно и понятно. Задача, стоявшая перед советскими модельерами, была предельно проста: одеть советский народ в простые, удобные вещи.

Тенденция была такова, что на Западе советские модельеры черпали идеи, убирали из нарядов элементы, которые задавали остроту, и как бы мы сейчас сказали «актуальность», образу, и выпускали в серийное производство. Также ткани заменялись более дешёвыми. Например, знаменитый твидовый костюм, придуманный Коко Шанель, отшивался в СССР из джерси. Обезличенные однотонные пиджаки, рубашки, брюки для мужчин, юбки, блузки для женщин. Женщины заводили себе личных портних, однако это было дорогим удовольствием. Даже швеям не всегда удавалось создавать что-то по-настоящему интересное. Тут, как говорится, кто во что горазд. Другой вариант – приобрести вещи из стран Организации Варшавского Договора. Особенно ценилась польская, венгерская и чехословацкая одежда, поскольку считалась проявлением европейской моды.

Dior в СССР

Одним из наиболее ярких и интересных событий в советской моде был приезд коллекции платьев Дома Christian Dior в 1959 году. Тогда провели несколько показов. Залы были полны, а достать билет было очень сложно. Модели гуляли по Москве в туалетах дома, а им вслед оглядывались толпы людей. Настолько разительно они отличались.

В 60-е годы в СССР зародилась новая школа конструкторов-модельеров. Наиболее ярким её представителем стал Вячеслав Зайцев. За время своей работы он одевал всю советскую эстраду, изготавливал костюмы к фильмам и спектаклям. Зайцев 13 лет проработал в Общесоюзном Доме Моделей
на Кузнецком Мосту (1965-1978). В 1979 году Вячеслав Михайлович открыл свой Дом моды. Часто говорят, что не будь железного занавеса, Зайцев встал бы в один ряд с мастерами уровня Ива Сен-Лорана и Кристобаля Баленсиаги.

Падение железного занавеса с началом горбачёвской политики перестройки открыло западной поп-культуре путь в СССР. Конечно, вместе с ней пришла и манера одеваться. В моду быстро вошли кожаные куртки, чёрные вещи и вещи из тартана.

Мне кажется неудивительным, что с распадом СССР в стране на целое десятилетие воцарились безвкусица и пошлость. 70 лет униформы в школах и насаждаемого внешнего вида оставили свой след в сознании.  Как будто жаждущему дали воды, и он стал пить большими глотками, давясь и боясь, что её вот-вот отнимут.




Marrow magazine  2015 © Copyright