После каких постановок не выжил бы даже Ди Каприо

Какие театральные постановки и экранизации окружены ореолом загадочных несчастных случаев?

Актеры, авторы и режиссеры не раз напрямую называли их проклятыми. Они боялись работать над ними, боялись повторения смертей и долго вымаливали прощения, надеясь, что все пройдет с минимальными потерями… К некоторым случаям можно относиться скептически, сославшись на мнительность. Но чем больше изучаешь историю проклятых пьес, тем больше задаешься вопросом – действительно ли их пугающая репутация оказывается такой беспочвенной, как кажется на первый взгляд? Решать вам…

«Макбет»

Макбет и Банко сталкиваются с ведьмами в первый раз (Théodore Chassériau - Musée d'Orsay).

Дурная слава пьесы поэта и драматурга из Стрэтфорда-апон-Эйвона сформировалась еще до того, как она увидела свет.

Уильям Шекспир – фигура загадочная, он был далеко не святым и, по утверждениям многих исследователей, серьезно увлекался оккультизмом. Автор великих английских трагедий в своих текстах не раз использовал символы, знаки и заклинания черной магии.

Отсюда появилась версия, что пьеса «Макбет» была проклята еще во время написания из-за трех ведьм, которые по ходу действия варили колдовское зелье. Говорят, что во время описания этой сцены Шекспир изложил монологи настоящих колдуний, чем прогневал нечистые силы.

После первой постановки «Макбета» в театре «Глобус» мальчик-актер, исполнявший роль жены узурпатора, скончался прямо за кулисами. В 1672 году для пьесы была написана музыка, которая мистическим образом усилила «проклятие». Даже напевать эти мелодии считалось крайне опасным.

Трагедии случались даже с работниками театров, не задействованными в спектаклях.  А зрителей приводили в ужас магические ритуалы на сцене, воспринятые как реальное колдовство. Это привело к тому, что пьеса сошла со сцены и была забыта практически на сто лет. Обрушившаяся на Лондон ужасная буря 1703 года как по заказу сопровождала последнюю постановку.

Однако, выйдя в свет после небытия, пьеса вновь стала объектом пристального внимания мистиков и вызывала трепет у всех, кто был причастен к ее воплощению на сцене.  Особенно трагичной была постановка лондонского театра «Олд Вик» в 1937 году. Основательница театра, которая не принимала никакого участия в действии, скончалась от загадочной болезни. Известнейший актер Лоренс Оливье, бывший в спектакле и режиссером, чудом избежал смерти во время репетиции – тяжелая декорация рухнула в нескольких сантиметрах от него. Актриса, исполнявшая второстепенную роль леди Макдуф, разбилась в автомобиле.

Со временем несчастья, связанные с «Макбетом», научились обходить.  Никогда актер не использует название пьесы, присвоенное ей автором, – расхожей заменой стало словосочетание «Та пьеса». Никогда в наше время не используется музыка, написанная в 1672 году. Меняются реплики, и даже изменена редакция четвертого акта. Все оборудование, используемое при постановке, проверяется многократно. Тем не менее, трагедии продолжаются.

«Мастер и Маргарита»

Бессмертный роман Михаила Булгакова привлекал к себе внимание не только на сцене, но и в кино. Впрочем, его «сюрпризы» являются более безобидными, однако не менее драматичными.  Самое мистическое обстоятельство – это различные помехи на пути режиссеров, причем довольно именитых, мечтавших снять фильм или поставить пьесу по роману. Так или иначе, постановки срывались одна за другой. А тех, кто все же начал работу над «Мастером и Маргаритой», ждали страшные последствия.Николай Ге. «Христос и Пилат» («Что есть истина?»), 1890

В 1972 году Анджей Вайда, избегая прямой отсылки к оригинальному названию, снял фильм «Пилат и другие». Хотя эта картина очень отдаленно напоминала «Мастера и Маргариту», мистические события не заставили себя ждать. После окончания съемок при более чем загадочных обстоятельствах скончался исполнитель роли Иешуа. В то же время был снят югославско-итальянский фильм по мотивам романа. Но картину запретили, а режиссер был изгнан из страны и умер в нищете.

Фильм Юрия Кары, снятый в 1994 году, так и не дошел до зрителей. Еще во время съемок вокруг творилась чертовщина – взрывались трубы, пленки заливало водой, ломались машины, на съемочную группу сыпались болезни. А когда фильм был смонтирован, начались судебные тяжбы между режиссером, продюсерами и наследниками Булгакова.

В середине 90-х годов «Мастер и Маргарита» был поставлен в московском «Театре на Юго-Западе». Актер Виктор Авилов, исполнявший роль Воланда, испытывал от этого дискомфорт и, чтобы обезопасить себя – надевал нательные кресты и медальоны. Позже у него диагностировали рак. Однако, постановка в этом театре продолжает регулярно идти, каждый раз собирая полный зал, и особых происшествий за собой не влечет.

Интересно и то, что при съемках последней экранизации романа «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко, особой чертовщины не происходило. Однако, смерти Кирилла Лаврова (Пилата), Владислава Галкина (Бездомный) и Александра Абдулова (Коровьева) многие связывают с участием в этом фильме.

«Вий»

Стоит упомянуть ещё об одном шедевре отечественной литературы – мистической повести «Вий». Гоголя, в отличие от Шекспира, уличать в прямом оккультизме не стоит, но особая любовь к нечистым силам и печальная биография писателя говорят сами за себя.

Как известно, главный герой повести – Хома Брут, имеет дело с чертовщиной и ведьмами. Но пострадать на съемках экранизации, ставшей первым ужастиком в СССР, пришлось не Леониду Куравлёву, игравшему Брута, а его партнерше Наталье Варлей, которой досталась роль Панночки. В одной из сцен гроб летал по воздуху. Этот эффект исполняли при помощи тросов. И на одном повороте Варлей выпала из гроба на большой высоте. Правда, Куравлёв успел подхватить её на руки.

Однако, неприятности актрисы на этом не закончились. После съемок она серьезно заболела. Как утверждает Варлей, от смерти ее спас поход в церковь, где она покаялась и попросила прощения за эту роль.  В жизни актрисы и после случилось не мало трагедий, которые она связывает с этой ролью до сих пор.

«Вообще, только много позднее я осознала, какой был страшный грех сниматься в картине “Вий”» – не раз признается Варлей.

Еще одна мистическая история связана с теплоходом, на котором находилась актриса. В качестве развлечения решили устроить просмотр картины. Как только пленка оказалась в кинопроекторе, поднялся страшный шторм и сорвал все планы.

От роли старой Ведьмы в первом советском ужастике отказались многие актрисы, пришлось взять актера Николая Кутузова. Неожиданно он ушел в глубочайший запой, что связывал со страхом самой роли. Съемки постоянно срывались из-за его невменяемого состояния.

Серьезно задумались о проклятии картины уже после происшествий на съемочной площадке. Несмотря на большой успех, многие годы «Вия» сопровождала дурная слава. Якобы, совсем не случайно создатели этой картины спустя время стали уходить в мир иной один за другим. В 1971-м году скончался актер Алексей Глазырин, сыгравший в «Вие» сотника, не дожив до 49-летия три с половиной месяца. Стал сильно болеть главный режиссер ленты Птушко. Он скончался в 1973 году, не дожив до своего 73-летия. Спустя два года ушел из жизни оператор Федор Проворов, не дожив до 70-летия два месяца. Два года спустя умер актер Степан Шкурат, сыгравший Явтуха: «Вий» стал для него последней работой, также, как и для режиссера Константина Ершова.

«Пиковая дама»

Изначально представленная как любовная повесть, она оказалась намного глубже, чем кажется, и до сих пор вызывает вопросов не меньше, чем сам гений ее автора. Читатели и зрители всегда чувствовали мистическую сторону повести, которая даже бессознательно внушала страх.

Но больше всего его ощущали театралы. Много раз пытались ставить на сцене «Пиковую даму», но часто проекты или проваливались, или оставались незавершенными. Актеры внезапно отказывались от ролей, долго болели, говорили о каких-то видениях и голосах.  Единственное, что более или менее держалось в репертуаре – это опера Чайковского. Это связывают с тем, что опера стала произведением совершенно самостоятельным, не по повести Пушкина, а лишь по его мотивам.

До сих пор мало кто осмеливается ставить «Пиковую даму» в ее изначальном варианте. А те, кто все же решается на постановку или экранизацию – по примеру с «Макбетом», всеми силами пытаются оградить себя от нехорошей репутации произведения, играя с названием, сюжетом, осовременивая ее или доводя до абсурда и комедии. Поэтому «Пиковая дама» все еще ждет нового прочтения, ибо мистическая глубина этого произведения неисчерпаема.

«Демон»

Сложно сказать, у кого это произведение вызывает больший трепет и страх – у исследователей самого Лермонтова, у Врубеля, создавшего самые знаменитые иллюстрации к поэме, или у тех, кто решается его ставить или экранизировать?tamara_i_demon

Кажется, что «дух изгнанья» застал всех, кто так или иначе пытается потревожить его покой. Особенно это коснулось Михаила Врубеля. Накануне представления картины широкой публике, в семье художника родился сын. Однако, счастливое событие было омрачено – мальчик родился с раздвоенной верхней губой. Это глубоко отразилось на дальнейшем состоянии самого Врубеля, и в итоге довело его до психиатрической больницы.

Возможно, печальный опыт художника, так дерзко решившегося обратиться к «Демону», послужил тому, что сейчас очень сложно перечислить какие-то громкие театральные постановки по этому произведению. Чаще всего это является больше интерпретацией на тему, заданную Лермонтовым. Большинство театров стараются отходить от мистической составляющей, делая акцент на любовной линии, борьбе светлого и темного в человеке, философии.

Пожалуй, самой яркой и успешной из постановок «Демона» является опера Рубинштейна, которая была представлена публике в 1875 году, а позже экранизирована. Нельзя сказать, что она была омрачена какими-то жуткими событиями, более того – ведущие партии с радостью исполняли такие великие теноры, как Федор Шаляпин и Дмитрий Хворостовский. Кто знает – возможно, музыка и пение так понравились темной силе, что заслужили благословение, а может – просто еще не настало время для «сбора дани»?
vrubel_demon

Мы можем верить или не верить в мистику, можем сколько угодно  защищать себя от неприятных сюрпризов судьбы особыми ритуалами, предметами, молитвами или скептицизмом. Но не стоит забывать о том, что человек – лишь маленькая частица огромного мира, в котором существует еще столько не открытого и непознанного. И кто знает – открывать ВСЕ тайны?


About

Journalist. Love music, travell, art, interesting people, and all unusial things.



Marrow magazine  2015 © Copyright