Культура дизайна

Человек, который диктует нас самих и наше “завтра” – такова роль дизайнера в современном мире. Он создает почти каждую вещь, которую мы видим вокруг себя и на себе. Кто же он?

Дизайнер проектирует наш мир таким, каким мы его видим в итоге. Именно он формирует нашу общность с материальным миром – именно его творческое начало мы принимаем с миром вещей.

Pogorelov-DmitriyДмитрий Погорелов – одна из заметных фигур в мире современного промышленного дизайна. Он является победителем и призёром не только отечественных конкурсов и номинаций, но и зарубежных.

Одной из самых ярких его побед стала золотая награда часов Zeitgeist в престижном международном конкурсе A’Design Award and Competition в номинации Home Appliances Design Category, проходящем в Италии.

Ещё одно из важных направлений его работы – проектирование транспорта и транспортных систем, а также разработка методологии создания дизайн-продукта.

Мы побеседовали с Дмитрием о роли современного дизайнера и основах дизайна в целом.

 Кто такой дизайнер?

Определение Вы можете вычитать из общедоступных источников. На мой взгляд, профессия претерпела ряд изменений и сейчас дизайнер выполняет роль, своего рода, приспособленца вещей. Он привычную конструкцию, а может даже и изобретение, адаптирует к конкретным условиям эксплуатации, для конкретного потребителя. Также дизайнер является рассказчиком смыслов культуры, запечатлённых в форме.

Дизайн – слуга культуры. Посредством дизайна происходит самовыражение культуры. А изменения в ней, меняют и подход к проектированию.

Очень сложно уловить смысл этой профессии, так как происходит постоянное изменение ценностей, и, как следствие, переподготовка специалистов в этой области. Но могу с уверенностью сказать, что дизайнер должен быть подобен Леонардо да Винчи: он должен уметь разбираться во всём и заниматься проектированием всей системы целиком, а не только одной частью!

Конечно, наших ресурсов недостаточно для понимания всех частей культуры, поэтому это должен быть совет экспертов из разных сфер жизни и деятельности, способных работать над многозадачными проектами.

Как дизайнер, я работаю в трех направлениях – общественное, реакционное и инновационное.

Общественное направление – это то, что от меня ждут: заказы (в том числе и учебные работы), эффектные проекты и скетчи.

Реакционное направление – проекты, связанные с миром и обществом, в котором я хотел бы жить. Это как реакция на существующий жизненный уклад.

Инновационное направление – исследования, позволяющие связать первые два направления. Оно находит свое отражение в диссертации, которую я пишу, согласно моему видению дизайна и его философской основе.

Меня притягивает многофакторность моей профессии. Я пошел в аспирантуру, чтобы обозначить то, чем хотел бы заниматься – понять, что есть дизайн и каков он должен быть в современном обществе. Я находил противоречия в том, какова природа человека и в том, как ею управляет культура.

Вообще, слово «дизайн» утратило своё чистое значение и приобрело оттенок слова «манипуляторство». Поэтому я предпочитаю называть свою деятельность проектированием в широком смысле этого слова: разрабатывая объект, учитываются не только формообразующие факторы, но и факторы с общекультурным подтекстом. А созданный объект неизбежно меняет и наше восприятие мира. Кстати, осознаёт это дизайнер или нет, но на его плечи ложится ответственность за формирование культуры.

Моя методология основана на изучении общества потребления. Осознание факторов, которые определяют структуру общества привели меня к тому, что основополагающий фактор в современном дизайн-проектировании – это эгоидентификация человека посредством созданного продукта. Используя средства и методы дизайна, его создатель самовыражается и пытается отразить своё видение мира.

Часы, разработанные Дмитрием Погореловым

Дизайн в обществе потребления

design-of-our-future2Приобретая ту или иную вещь, потребитель соглашается с мнением её автора, выраженном в объекте, и принимает его видение мира. Таким образом человек окружает себя теми объектами, с которыми себя ассоциирует. Происходит самоидентификация посредством этих объектов потребления, знаков. Знак в толковании Ж. Бодрийяра имеет разные аспекты: он выступает как знак счастья (люди ищут счастья в обладании объектами), или как знак престижа, обладающий различительной ценностью, или, наконец, как знак реальности. Знаковое потребление стало своего рода кодом, языком общения между людьми.

Такова наша культура и я её принимаю. Но меня смущает две вещи: самоутверждающийся эгоцентризм как капиталистической системы, так и людей (общества потребления, порожденного этой системой), а также жадное использование ресурсов (начиная с природных, заканчивая человеческими).

Ещё одним выводом, к которому я пришел, стало то, что любой актуальный проект уже не актуален, потому что мы живем в конкурентном обществе. Вот некоторые выводы:

  • любой продукт, созданный в системе потребления — это не решение проблем. Это ещё одна проблема. Решение проблем на данном этапе — это лишь снятие симптомов, но не устранение их;
  • логичные на первый взгляд шаги не эффективны в капиталистическом мире, где больший акцент в проектировании ставится на безграничных эмоциональных потребностях, лежащих за пределами ожиданий;
  • в конкурентной среде вопрос актуальности может быть поставлен под сомнение за неимением возможности полного обзора всех данных.

Западная культура потребления принуждает нас к дифференциации и разобщению: эгоидентификация несёт за собой противопоставление другим идентичностям, субкультурам и их идеологичным продуктам.

Проблема капиталистической системы в её безыдейности. Это создание разновекторных проектов, разрывающих систему на части, дифференцирующих общество. Эгоцентризм капитализма заключён в идее бесконечного роста и накопительства. Люди, носители этой идеи, имеют подобное видение, будучи воспитанными этой системой. Необходима суперидея, подобная коммунизму, способное объединить общество ради одной идеи.

Сейчас единственная сверхидея России — это призыв к патриотизму. Однако, проблема в том, что основа нашего общества — капитализм.

В настоящее время дизайнер-стилист занимается самовыражением, а его самореализация определена его успехом. По Эриху Фромму, человек счастлив тогда, когда у него есть возможность проявлять свою индивидуальность через творчество. В контексте современной культуры в этом нет ничего плохого. Но очень часто люди теряют свою индивидуальность, надевая на себя навязанный культурой образ. Люди просто превращаются в механизм системы, растворяя в нем своё “я”.

Думаю, что современная тенденция к тому, чтобы не быть как все – это первый этап осознания себя. Психология относительно недавно (в рамках истории человека) открыла механизмы эгоидентичности. Только сейчас мы приходим к механизмам формирования нашей социо-культурной среды. В рамках исследования я пришёл к тому, что все наши философские воззрения и предметно-пространственное окружение сводятся к одному – попытке объяснить кто мы.

Развитие дизайна

Вся история человечества – это борьба и эволюция идей, истин. С развитием человека также происходило изменение материального мира, как отражения нашего сознания. Мне кажется, что не там мы ищем ответы. Те ответы, которые мы получаем, продиктованы нашей культурой.

Pogorelov-Dmitriy-design-bicycleНа сегодняшний день существует множество определений дизайна, но наиболее полное представление о нём сформулировал Н.В. Воронов («Дизайн. Русская версия». – М., 2000.): “Дизайн — органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному прогрессу и формированию личности.

Спустя более 30 лет Н.В. Воронов сформулировал еще одно определение, более точно отвечающее современным представлениям: “Дизайн — органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному прогрессу и формированию личности.

Термином “дизайн” может определяться собственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат”.

Для меня в дизайне важна чистота идеи. Честный дизайн — это чистые технологии. «Хороший дизайн — минимум дизайна» (Дитер Рамс, Германия). Чем ближе объект к своей первоначальной функции, тем идеальнее его образ. Чем сложнее и комплексней объект, тем сложнее его восприятие как инструмента для конкретной функции. Например, посмотреть на образ таких объектов, как топор или шариковая ручка,  самолёт или автомат Калашникова (автомат, приближенный к идеальному образу), — и у Вас не останется сомнений в функции каждого из их элементов или объекта в целом. Сложно придумать более идеальный объект, чем тот, который сам говорит за себя.

Пока есть изменения в культуре, будут изменения и в дизайне. В моей работе эти тенденции только начинают находить своё теоретическое обоснование, но видение этого уже давно прослеживалось в образах проектируемых мною объектов. Они соответствуют моему видению истины и уходят своими корнями в гармонию между человеком и его природой.



About

Founder of Marrow Magazine. Journalist, editor, fan of creative people and art.



Marrow magazine  2015 © Copyright