Современное искусство под запретом Сталина 

Коллекция современного искусства Сергея Щукина, разделенная во времена Советского Союза, вновь была собрана фондом Louis Vuitton в Париже. В этом месяце более 100 шедевров современного искусства из коллекции русского промышленника Сергея Щукина приехали во французскую столицу на выставку фонда Louis Vuitton (22 октября-20 февраля 2017 г.). Во вкусе расчётливого предпринимателя были радикальные для своей эпохи произведения Поля Сезанна, Анри Матисса и Пабло Пикассо. Между 1898 и 1914 годами Щукин часто посещал Париж, там он наладил тесные отношения с ведущими арт-дилерами и художниками того времени.

Иконы современного искусства: представленная коллекция составляет 130 из 275 работ, которые некогда украшали стены московского особняка Щукина, открытого в качестве музея в 1908 году. Национализированное большевиками в 1918 году, собрание произведений было перенесено в Государственный музей современного западного искусства. А в 1948 году Иосиф Сталин закрыл музей как “идеологически неадекватный”. Впоследствии картины были разделены между Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге и Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, где их держали в запасниках вплоть до 1970-х годов.

Из Парижа в Москву и обратно

“Все кураторы, работающие с современным искусством, мечтают представить коллекцию Щукина,” сказала Энн Бальдассари, бывший директор Музея Пикассо в Париже, которая организовала выставку на всех четырех этажах Фонда Louis Vuitton.

“Это одна из самых больших коллекций новаторского искусства, которая никогда не выставлялась в полном объеме.”

По словам Бальдассари, выставка стала возможной благодаря проявлению «политической воли», после десятилетий споров между потомками Щукина и Российского государства. На открытии ожидали Франсуа Олланда и Владимира Путина, однако, Владимир Владимирович отменил свою поездку в Париж после заявлений французского президента в отношении России по поводу военных преступлений в Сирии.

Собранные работы Казимира Малевича, Александра Родченко и Владимира Татлина, среди прочего, оказали влияние на формировавшийся тогда русский авангард. Бальдассари заявила: “Картины часто поступали [непосредственно] из студий Пикассо и Матисса в Москву, никто не видел их в Париже. [Это было] современное искусство как оно есть, только-только из-под кисти художника».

Самые интересные экспонаты выставки

Скалы в Этрете (Les Rochers à Étretat)

Клод Моне «Скалы в Этрете» (Les Rochers à Étretat), 1886 г.

Моне был “первой большой любовью Щукина как коллекционера”, говорит Энн Бальдассари. Между 1897 и 1907 годами Щукин купил 13 работ художника и повесил их в музыкальной комнате своего особняка в Москве.

Анри Матисс, 1911г.

«Розовая студия» Анри Матисса, 1911г.

Щукин был одним из самых первых, кто рассмотрел и поддерживал талант Матисса, купив 38 его работ между 1906 и 1914 годами. До поездки в Париж полотно хранилось в музее им. Пушкина в Москве.

Владимир Татлин , 1913

Владимир Татлин «Ню», 1913

Татлин был одним из многочисленных русских художников, которые черпали вдохновение из коллекции Щукина. “Именно там сформировались принципы супрематизма и конструктивизма,” говорит Бальдассари.

Пабло Пикассо, 1908

Пабло Пикассо «Три женщины», 1908

Щукин был лично представлен Пикассо в 1908 году благодаря Анри Матиссу. Коллекционер перекупил это полотно у своих конкурентов, Лео и Гертруды Стайн.

Поль Гоген, 1899 г.

Поль Гоген «Сбор фруктов», 1899 г.

Щукин восхищался таитянскими картинами Гогена, но не решался представить коллекцию из 16 его работ общественности.

(Источник: The Art Newspaper)



About

Founder of Marrow Magazine. Journalist, editor, fan of creative people and art.



Marrow magazine  2015 © Copyright