Большие маленькие артисты

Новый Арт Театр на Ленинском проспекте завоевал огромную популярность, хотя поначалу многие воспринимали его скептически. Уже седьмой год он объединяет на одной сцене как воспитанников детской студии, так и опытных артистов.

О своих артистах рассказал художественный руководитель, режиссер и драматург Дмитрий Калинин.

“Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними.”

Федор Достоевский

Театр маленьких актеров и больших талантов

Театр с участием детей – довольно рискованный шаг. Не было страшно оттого, что это будет не так понято и воспринято?

New-Art-Theatre-actorsКогда начинали, меня много отговаривали. Но поработав на телевидении с детьми, я понял, что не так все однозначно. Дети – интересный материал, художественная единица.  Самая большая опасность была в том, что зрители уже в свое время пресытились художественной самодеятельностью. Если им говорят что в спектакле дети, они относятся к этому снисходительно.

Когда мы начинали работать, это видение было достаточно сложно переломать. Но постепенно мы нашли своего зрителя. Они стали приходить, стали понимать идею. Сейчас мы позиционируемся как театр для семейного просмотра, в отличие от многих театров, которые сами по себе высокохудожественные, серьезные, взрослые. Взять туда ребенка попросту опасно: темы, которые там поднимаются, и под каким углом рассматриваются, сложны для детского понимания. Плюс, до недавнего времени популярная нецензурная речь…  Мне с моим ребенком было бы очень сложно туда идти, а потом объяснить, чтобы он не делал этого дома, на улице и в школе.

Помимо прочего, наш театр занял ту нишу, которая до того была не особо распространена. Есть ряд постановок в Москве, куда можно сходить с маленьким ребенком. Они так и называются – детские.  Дальше все уже достаточно серьезное, от 18 и выше. А вот куда сходить с подростком в 12-14 лет, да и еще и чтобы ему было интересно. Не с назидательной целью, где идет морализация, а на тот спектакль, который вызовет интерес. Мы работаем и с детьми, и с молодежью, в спектаклях отражены их проблемы. Поэтому, когда родитель приходит с ребенком-подростком, им обоим это будет интересно.

Новый Арт Театр появился из студии «Я сам артист». Как это получилось?

От этого проекта,  «Я сам артист», сохранились все театральные студии, где занимаются люди от 4 до 50 лет. Мы делали изначально театрально-телевизионные проекты, под которые и набирались дети.  Начинали с кабельного телевидения. Это был 1994 год, и тогда это было очень модным. Базировались мы в Университете Дружбы Народов. Был такой московский канал – МТК. Мы для него делали программу «Свисток», где дети говорили о спорте. Потом делали уже для ТВЦ программу «Веселая семейка» – небольшие видеокомиксы с участием маленьких детей. Они попали на фестиваль в Японии и были взяты в музей телевидения и радиовещания Лос-Анджелеса и Нью-Йорка.

В общем, мы занимались телевидением, и в какой-то момент начались изменения. Дети подрастали, да и готовили их только к конкретным программам, так что как такового творческого  развития с ними не происходило. Поэтому мы решили сделать отдельный театральный проект с детьми.

Поначалу это был театр, в котором играют только дети.

Позже мы сделали спектакль, назывался «Правда о царе Салтане» – такой мюзикл по мотивам известной сказки, только с переработанным названием. Волею судьбы его увидел тогдашний руководитель Театра на Юго-Западе Валерий Романович Белякович. И он любезно предоставил нам сцену своего театра. Потом я сделал уже совместный проект с актерами этого театра и моими детьми. Назывался «Маугли». Играли мы там три года, и это было замечательное время. Я до сих пор очень благодарен Валерию Романовичу  за такой серьезный старт. Мало какой профессиональный театр принял был к себе детей.

Со временем, появилась возможность работать в своем помещении. И вот уже седьмой сезон мы существуем именно здесь. В спектаклях участвуют и дети, и подростки, и взрослые. Причем это не просто дети с улицы – они серьезно занимаются в студиях. Учатся хореографии, вокалу, сценической речи – все это в больших объемах и c отличными педагогами.

Роль театра и выбор сюжетов

Театр, пусть и с участием детей, должен развлекать или поучать?

Конечно, театр должен развлекать. Это место, куда я пришел отдохнуть.  Это зрелище. Но если зрелище пустое, это тоже удовольствия не принесет. Развлечения ведь тоже у всех разные. Кто-то пойдет слушать Сердючку, а кто-то пойдет на концерт симфонического оркестра. И оба пошли развлекаться.

В театре нужно получать удовольствие, но это не значит, что в процессе не надо думать и мы их только смешим.

New-Art-Theatre2Зрители и плачут, и сопереживают. У нас достаточно много философии, но она не подается как готовая мораль, а вытекает из тех событий, которые происходят на сцене. И те, кому не хочется напрягаться, смотрят просто сюжет, а тот, кто хочет понять больше – видит более глубокую историю. В отзывах о театре многие родители говорят, что это здорово,  потому что потом есть, что обсудить как с ребенком, так и друг с другом. Возникают определенные ассоциации, аллюзии, которыми хочется поделиться.

Сейчас очень модным течением становятся интерактивные спектакли. Как думаете, с чем это связано?

Можно и пошутить на эту тему… Причина – поездки в Египет, Турцию и аниматоры, которые приучили к тому, что вокруг тебя постоянно пляшут. Но это достаточно интересный ход, если он оправдан.  В спектакле «Кое-что о том самом и не только…» наш актер практически ведет диалог со зрителем, включает его в историю своих воспоминаний. Это лишь один из художественных приемов, и если какой-то театр выбирает его в качестве основного – их право. Но ведь их намного больше. Мне кажется, когда театр в чем-то себя ограничивает, он многое теряет. Есть множество возможностей разговора со зрителем.

Вы являетесь автором практически всех пьес, по которым ставятся спектакли. Как появляются идеи, и как долго длится процесс создания?   

Всегда по-разному. Есть много смешных историй. Опять же про «Кое-что о том самом и не только…». New-Art-Theatre-DirectorТогда у нас еще не было этого помещения, нас пускали в Центр СТД на Страстном бульваре, и иногда мы там играли. Звонит мне Михаил Васильевич Пушкин, руководитель этого центра, и оповещает, что есть свободное место для спектакля через месяц. Другой театр не смог, но заявлено, что должна быть премьера. Я быстро собрал свою труппу, говорю: можем сыграть, нужна премьера, но это значит, что месяц мы днем и ночью что-то делаем, придумываем.  Если вы готовы отказаться на это время от своих дел и личной жизни, то вперед. Все согласились. Но срочно нужно было название, которое ставилось во все анонсы и афиши. Через 15 минут родилось это «Кое-что….» В целом – пиши, что хочешь. Но так получилось, что оно продиктовало и смысл пьесы. Воспоминания героя о своем детстве, в которых он пытается разобраться, что же в нашей жизни «кое-что», а что «то самое». Откуда это взялось? Кто знает…

Про спектакль «Диклофосу – нет» тоже есть забавная история. Я спрашивал у ребят, о чем бы написать, и Александр Горелов, ныне  актер Ленкома, сказал – о тараканах… Я сказал что подумаю, полез в интернет искать информацию, нашел интересный факт, что рыжие и черные тараканы, две разных популяции, не могут существовать вместе. Где появляются одни, другие уходят. Я был страшно удивлен, ведь до этого никак не интересовался такими вещами. Так и появилась тема, и пошла дальше сама собой.


About

Journalist. Love music, travell, art, interesting people, and all unusial things.



Marrow magazine  2015 © Copyright