Самые значимые для истории художники ХХ века

XX столетие ознаменовалось поиском новых форм в искусстве, образованием неординарных течений. Технический прогресс, войны, смена социального строя, переход к новым стилям мышления. Живопись не осталась в стороне.

Marrow Magazine выделил 10 самых значимых для истории художников.

Импрессионизм по-прежнему популярен в наши дни, благодаря свежести и легкости восприятия жизни. Выхваченные ситуации, сильные страсти, одухотворение природы. Все это человечеству открыли одни из величайших художников XX века, столь сильно повлиявшие на развитие искусства: Камиль Писсарро, Клод Моне и Поль Сезанн.

Клод Моне

Оскар Клод Моне – французский живописец, один из основателей импрессионизма. Родился 14 ноября 1840 г., в округе Парижа. Умер в Живерни (Верхняя Нормандия) в 1926 году. Там находится сад, дом и могила художника.

«Моне – это всего лишь глаз, но, Бог мой, зато какой!»

Поль Сезанн

Его знаменитые кувшинки, маковые поля, тополя относятся к самым дорогим и почитаемым картинам мира. По итогам открытых аукционов, до 2013 года Клод Моне занимал третью строку рейтинга самых дорогих художников мира.

Средняя стоимость одной картины Моне – $7 800 млн.

Самыми дорогими считаются: «Водяные лилии», «Мост Ватерлоо», «Тополя», «Парламент. Закат», «Тропинка к пруду».

Знакомство Моне с Базилем, Писсарро, Дега, Сезанном, Ренуаром и Сислеем оказало сильное влияние на жизнь и творчество художника, а также развитие импрессионизма. Именно в их кругу зародилось новое живописное направление, получившее впоследствии название «Импрессионизм» от названия картины Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872). Он выступил инициатором объединения художников для представления своих работ в Салоне 1874 г., а также создал «Анонимное общество живописцев, художников и граверов», составив оппозицию мастерам классической живописи.

«Впечатление. Восход солнца» (1872)

«Впечатление. Восход солнца» (1872)

Клод Моне запомнился мировой истории как революционер. Он развил новые технические приемы рисования, использовал новую теорию цветовой гаммы, первым стал изображать объект несколько раз при различном освещении и погодных условиях.

Примерно с 1905 года и до конца своих дней Моне целиком сконцентрировался на кувшинках. В общей сложности он написал цикл, состоящий приблизительно из 250 картин.

«Чтобы нарисовать море действительно хорошо, вы должны смотреть на него каждый час, каждый день в одном и том же месте, чтобы вы могли понять, как вы должны работать в этом конкретном месте, и именно поэтому я работаю над одними и теми же сюжетами снова и снова, четыре или даже шесть раз».
Клод Моне

Камиль Писарро

Еще одним ярчайшим импрессионистом является Жакоб Абраам Камиль Писарро – французский живописец, самый старший представитель импрессионизма. (1830 – 1903 гг).

Он известен своими эмоционально богатыми сельскими и городские пейзажами. Он владел особой техникой нанесения мазков чистых тонов, при помощи которой световоздушное пространство становилось почти осязаемым.

Огромное влияние на художника оказало творчество Густава Курбе. Во время франко – прусской войны Писсаро уехал в Лондон, где вместе с Клодом Моне начал писать городские пейзажи. Именно у Моне он позаимствовал принцип разложения цвета.

«Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно.» 1897

«Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно.» 1897

Вернувшись в Париж, Писсаро долгое время жил в нищете, что не помешало ему взять в это время под свое покровительство молодого художника Поля Сезанна, с которым он делился своим опытом в работе с цветом.

Одна из наиболее известных тем живописца – виды Парижа. Он любил рисовать город, воспринимая его как живой, беспокойный организм, меняющийся в зависимости от времени года, освещения. Писсаро написал около 30 вариаций знаменитого парижского бульвара Монмартр. 

Пейзажи Писсарро отмечены упорядоченностью композиции и пластикой форм: «Улица в Сидхеме» (1871), мягкий лиризм «Красных крыш» (1877).

Поль Сезанн

Поль Сезанн – также французский художник – живописец, представитель постимпрессионизма (1839 – 1906 гг). Огромное влияние на его творчество оказали его учитель Камиль Писсарро и Эдуард Мане.

Сезанн учился в Экс-ан-Провансе в Муниципальной школе рисования. Его работы с ранних лет отличалась от живописи того времени: он создавал свой фантастический мир, стремился акцентировать внимание зрителя, деформировал фигуры, использовал насыщенные темные краски («В комнатах»).

Позже живописная манера Сезанна изменилась в сторону сдержанности и строгости. Он стал уделять все больше внимания сочетанию импрессионистских цветовых приемов с собственным пониманием формы и композиции.

Постепенно Поль Сезанн разработал уникальную систему прямоугольных мазков, нисходящих по диагонали картины и придающих ощущение внутреннего движения. Основной жанр его творчества – пейзаж, а основной объект – природа.

«Гора Сен-Виктуар и Чёрный замок», 1904—1906

«Гора Сен-Виктуар и Чёрный замок», 1904—1906

В Понтуазе он сближается с Писсарро. Сезанн стал подлинным открытием в изобразительном искусстве Европы, оказал влияние на формирование символизма, фовизма, кубизма и экспрессионизма. В начале XX века его картины служили примером для целого поколения живописцев.

Поль Гоген

Эжен Анри Поль Гоген – французский живописец, скульптор – керамист и график. Крупнейший представитель постимпрессионизма. Родился в Париже в 1848 году. Умер в 1903 году на Маркизовых островах от сердечного приступа.

Максимализм Гогена, его неприятие европейской цивилизованности и сдержанности, повышенный интерес к культурам южноамериканских островов, введение нового понятия «синтетизм» и вечное его стремление к раю на земле позволили живописцу занять свое особенное место в мире искусства конца XIX – начала XX веков.

В отличие от импрессионистов, художник свои мысли передавал через сдержанную композицию, четкий контур фигур и цветовую гамму. Цвет играл в его работах основную роль. Эмоциональная насыщенность тонов, плоскостность и статичность композиции, новизна и значительность образов.

А, ты ревнуешь? (1892)

А, ты ревнуешь? (1892)

Писать красками он начал в 1870-х годах: Гюстав Ароза (опекун Гогена, а также большой ценитель искусства и коллекционер работ импрессионистов) собирал картины, через него Поль Гоген узнал некоторых членов кружка импрессионистов.

Импрессионизм в те годы оставался самым авангардным течением. Гоген с энтузиазмом принимал идеи своих новых друзей – художников, взял несколько уроков у Камиля Писсарро.

Гоген много путешествовал. Однако, это было скорее способом сократить расходы. На протяжении всей своей жизни он был движим любовью к экзотике, перемене мест. В октябре 1888 года он согласился провести зиму во Франции с Ван Гогом, но после почти трагического случая в кафе Гоген незамедлительно уехал в Париж.

Распродав часть своих картин и, к своему великому удивлению, заработав на этом 10 000 франков, в июне 1891 он прибыл на Таити. Но деньги быстро кончались, а случайные связи с местными девушками привели к тому, что Гоген заразился сифилисом. Он принял решение вернуться во Францию, но, получив в 1895 году небольшое наследство, вновь уехал на Таити. А в 1901 году перебрался на Маркизовы острова. В 1906 году в Париже на выставке двухсот с лишним полотен художника, критики, коллекционеры и широкая публика признали Гогена гением. Большая часть полотен Гогена хранится в Глиптотеке в Копенгагене, а также в Эрмитаже и в музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве

Жизнь Поля Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош».

Пабло Пикассо

Пабло Пикассо – испанский художник, скульптор, график, театральный художник, дизайнер. Родился в 1881 году в Малаге (Испания), умер в 1973 году в Мужене (Франция).

История жизни Пикассо – великолепная сага, полная попыток и экспериментов. Величайший художник со времен Леонардо да Винчи, умевший воссоздавать на полотне всю красоту и трагизм жизни. Он изобрел новые формы и методы живописи, создал более 20 тысяч работ. На формирование его творческой манеры сильное влияние оказали стили французских художников – импрессионистов.

Творчество Пикассо можно условно разделить на несколько этапов: голубой период, розовый, африканский, кубизм, неоклассицизм и сюрреализм.

Голубой период в творчестве Пикассо

Голубой период Пабло пришелся на 1903 -1904, когда он проживал в Барселоне. «холодные» картины в голубых тонах, образы меланхолии и печали.

Трагедия, 1903 год

Трагедия, 1903 год

Розовый период в творчестве Пикассо

Постепенно депрессивные мотивы сменились веселыми образами цирка и театра. Золотистые и розовые тона, акробаты, танцовщики и клоуны. Одной из первых работ этого переходного периода была его знаменитая «Девочка на шаре» (1905).

Девочка на шаре, 1905 год

Девочка на шаре, 1905 год

С 1907 начался путь художника от изображения конкретных людей к изображению человека, как такового и к форме, как к самостоятельной структуре. После экспериментов с цветом Пикассо перешел к анализу формы.

Деформация натуры, увлечение африканской скульптурой и творчеством Сезанна привели к новому жанру, впоследствии названный кубизмом. Весной 1917 года поэт Жан Кокто, сотрудничавший с организатором “русских сезонов” в Париже Сергеем Дягилевым, предложил Пикассо сделать эскизы костюмов и декорации к будущему балету.

Мастер отправляется в Рим, где знакомится с танцовщицей Дягилевской труппы – Ольгой Хохловой. В 1918 году они поженились. В этот период его полотна очень далеки от кубизма: ясные и понятные формы, светлые тона и правильные лица. Самая выразительная работа неоклассицизма «Портрет Ольги в кресле» (1917).

Портрет Ольги в кресле, 1917


С 1925 года и картины «Танец» начинается период сюрреализма. В 1930 – 1934 годах Пикассо увлекается скульптурой и создает ряд скульптурных работ в духе сюрреализма. В позднем своем творчестве художник часто обращается к женскому портрету.

Умирает Пабло в возрасте 92 лет, мультимиллионером, в городе Мужене. Творчество Пикассо кардинальным образом повлияло на развитие искусства и культуры XX века. Его картины продолжают оставаться на пике популярности и по сей день, еще при жизни художника, в 1970 году был открыт музей Пикассо в Барселоне, а в 1985 уже был создан Музей Пикассо в Париже.

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали – испанский живописец, скульптор, режиссёр и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. Рождён был в 1904 году, в Фигерасе (Испания). Умер там же в 1989 году.

Лебеди, отраженные в слонах

Лебеди, отраженные в слонах


Первую свою картину Дали нарисовал в возрасте 10 лет. В 1919 в самодельном издании «Студиум» происходит проба пера Сальвадора, он пишет очерки о Веласкесе, Гойе, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо.

С 1923 года интерес Дали прикован к творениям Пикассо. Влияние кубизма ярко проявилось в картине «Молодые девушки» (1923). В 1929 году состоялась премьера фильма «Андалузский пёс» по сценарию Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля. В 1930 картины Сальвадора стали приносить ему известность.

Главными темами его творений были разрушение, тление, смерть и мир сексуальных переживаний человека. В 1936 году Дали рвет отношения с сюрреалистами и его исключают из группы. В ответ художник заявляет: «Сюрреализм – это я».

Атомная Леда, 1949

Атомная Леда, 1949


Дали был абсолютно неординарной личностью и женат был на удивительной женщине, своей музе. Настоящее имя его избранницы – Елена Дмитриевна Дьяконова, более известной как Гала Дали. Она была старше его на 10 лет и родом была из Казани.

Постоянство памяти, 1931

Постоянство памяти, 1931

Благодаря не покидавшему его вдохновению, он одинаково успешно развивался во многих сферах: его литературные опыты и художественные творения были коммерчески успешны, а в Америке он пытался реализовать свой талант и в кино. Сотрудничал с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком.

На закате жизни его отношения с музой становятся все сложнее, в 1968 году он покупает ей небольшой замок в деревне Пуболь, и все остальное время она проживает там, вплоть до своей кончины в 1982 году.

Дали стал известным уже при жизни: за что бы он ни брался – все работало, все удавалось. Скончался художник 23 января 1989 года от сердечного приступа и завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, в связи с чем тело Дали замуровали в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас.

«Да, я действительно считаю себя спасителем современного искусства, ибо я один способен возвысить, объединить и с царственной пышностью и красотою примирить с разумом все революционные эксперименты современности, следуя великой классической традиции реализма и мистицизма, этой высочайшей и почетнейшей миссии, выпавшей на долю Испании»

(«Дневник одного гения», Сальвадор Дали).

Казимир Малевич

Казимир Северинович Малевич – российский и советский художник – авангардист, теоретик искусства. Основоположник супрематизма. Родился в 1879 году, в Киеве. Умер в возрасте 56 лет, в Санкт – Петербурге.

Пройдя в своём творчестве и импрессионизм, и футуризм, и кубизм, художник изобрёл супрематизм. Основные доминанты этого направления – форма и цвет. Это отказ от изображения оболочек предметов в пользу простейших форм. Вместо привычных пейзажей и людей – цветные квадраты, круги и прямоугольники на белом фоне.

Атлеты, 1932 год


Точкой отсчёта стал, конечно же, знаменитый «Чёрный квадрат» (1915). Его Малевич назвал «нулём форм». Обращаясь к простым формам, он считал супрематизм высшей ступенью развития искусства. Через несколько лет после «Последней кубофутуристической выставки картин “0,10”» Казимир Северинович вместе со своими учениками организовал группу «УНОВИС», развивавшую идеи супрематизма.

Василий Кандинский

Василий Васильевич Кандинский – русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Родился в 1866 году в Москве, умер в 1944 году в коммуне Нёйи – сюр – Сен (Франция). Окончил юридический факультет в Москве, но в 1896 году оставил карьеру, чтобы полностью посвятить себя живописи.

Огромное влияние на его решение оказало посещение выставки французских импрессионистов в Москве в 1895 году, где его мировоззрение потрясла картина Клода Моне «Стог сена».

Клод Моне, Стог Сена, 1891

Клод Моне, Стог Сена, 1891


Первые навыки построения композиции и работы с линией и формой Кандинский получает в престижной частной школе югославского художника А. Ашбе в Мюнхене, куда отправляется в 1896 году. На 1911 год приходится становление Кандинского как абстракциониста.

Вид Мурнау


Свои работы он называет впечатлениями и импровизациями. В абстрактной живописи художник использует реальные предметы, но передает их с помощью геометрических форм. Весь его путь – это прежде всего эволюция. Ему несказанно повезло обладать талантом, силой и везением, которое смогло изменить течение истории. Кандинский «взорвал» представление о живописи подобно тому, как когда-то изменил отношение к скульптуре Микеланджело.

1923 Black And Violet

1923 Black And Violet

«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных между собою создать новый мир, который зовется произведением».

В.В. Кандинский.

В память о талантливом художнике, российский культурный фонд «АртХроника» учредил национальную премию имени Кандинского. Претендентами становятся художники, чье творчество тем или иным образом способствует развитию современного искусства.

Энди Уорхол

Энди Уорхол – американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссер. Выдающаяся и заметная персона в истории поп – арт-движения, современного искусства и XX века в целом.

Родился в 1928 году в Питтсбурге (штат Пенсильвания, США), умер 22 февраля 1987 в Нью-Йорке. Энди Уорхол – это п

Еще в детстве он переболел скарлатиной, осложнениями после которой явилась хорея, или «пляска святого Вита» – синдром, характеризующийся беспорядочными и неконтролируемыми жестами и мимикой. У него развился страх к врачам и больницам. Он месяцами не посещал школьные занятия, и в периоды, когда был прикован к постели, много рисовал, собирал фотографии звезд, делал коллажи.

Красный Ленин, 1987


Уорхол одним из первых стал применять трафаретную печать для создания картин. Используя шелкографию, он стремился выпускать свои произведения большим тиражом, превращая их в «коммерческое искусство».

В 1949 году Энди переехал в Нью-Йорк и стал работать оформителем витрин универмага Джозефа Хорна. В это же время он начал работать художником-иллюстратором в Vogue, Harper’s Bazaar, Glamour. Разрабатывал рекламные кампании для различных брендов, дизайн открыток, обложек. Реклама приносила ему очень хорошие деньги.

В 1952 он провел свою первую полномасштабную выставку, принесшую оглушительный успех. В 1960-м художник создал дизайн для банок напитка Кока – Кола, который принёс ему ощутимый доход.

С 1960-1962-й Энди преподнес публике серию произведений с изображёнными на них банками супа «Кэмпбелл».
В 1963-м он выкупил старое заброшенное здание в Нью-Йорке и организовал там свою собственную мастерскую, назвав место «Фабрикой». Затем это место стало клубом для регулярных вечеринок нью-йоркской богемы.

К миру музыки он также имел отношение, став первым продюсером и менеджером культовой группы The Velvet Underground. Еще одним творческим проектом гения стал журнал Interview, собранный из особых интервью – откровенных бесед звезд.
Уорхол был автором портретов множества знаменитостей: Джон Леннон, Лайза Минелли, Бриджит Бардо, Дайна Росс. После покушения 1968 года, когда феминистка и бывшая модель мастера Валери Соланас вошла на «Фабрику» и несколько раз выстрелила ему в живот, он перенес клиническую смерть и переменился буквально на глазах. В этот период очень на него повлияла смерть Мерилин Монро, вследствие чего он даже написал свою известнейшую картину, посвященную актрисе.

Он был предан искусству и своему делу до конца дней, он творил и жил этим. В 1987-м Энди скончался во сне от остановки сердца в возрасте 58 лет.

Фрида Кало

Фрида Кало де Ривера – мексиканская художница, портретистка. Рождена была в 1907 году в Койоакане (Мексика), умерла в том же месте в 1954 году.
Фрида – очень экспрессивная и эксцентричная представительница мира искусства XX века. Эта женщина любила смеяться, пить текилу и курить. У нее была тяжёлая судьба, с проверкой на прочность. Пережитый в детстве полиомиелит и страшная катастрофа, серьезно покалечившая художницу. Она долгое время провела прикованной к постели и рисующей автопортреты.

«Я пишу себя потому, что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

Затем встреча с Диего Риверой…

«В моей жизни были две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего».

Это был брак и вечный статус «все сложно»: бесконечные измены, скандалы, расставания, развод и снова женитьба.

Темами ее творчества всегда были собственные ощущения, состояния души и рассудка, ответные реакции на сюрпризы жизни, воплощённые в образе ее самой. Идея произведений была запрятана в деталях, фоне, фигурах рядом с ней.

Фрида крайне любила жизнь, это притягивало к ней людей, она всегда искрилась юмором, как бы ни было плохо – всегда умела подшутить над собою, развлекаться и хохотать до изнеможения.

В 1953 году в Мехико прошла ее первая персональная выставка.

Умерла художница в 1954 году от воспаления легких, едва дожив до 47 лет.

Автопортреты и небольшие семейные портреты считались наиболее популярными произведениями для художниц первой половины XX столетия. Однако работы Фриды Кало, несущие в себе скрытый смысл и изобилующие символами, навсегда поменяли их жанр. Ее повествования о физической и душевной боли, о трагических событиях жизни считались революционным подходом к живописи.

Несмотря на мировое признание, картины художницы практически недоступны для экспонирования за пределами Мексики. Сенсационной и единственной в своем роде была недавно прошедшая трехмесячная выставка в Музее Фаберже в Санкт –Петербурге «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики». Это знаменитые картины, без которых представить себе историю искусства XX века невозможно.

Таким образом, век поиска и рождения новых форм, течений, оказался также и веком разочарований.

Дисгармония между наукой и духовностью.

Потому основными чертами авангардизма стали протест, экспрессия, бунт. Сюрреализма – уход в мир подсознания, грез и иллюзий. Стили в искусстве не имеют чётких границ, а плавно переходят один в другой, взаимодействуют и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии.



About

Journalist & Stewardess "Стремись обогнать не другого, а самого себя"



Marrow magazine  2015 © Copyright